Комментарий к статье:
Скачать перекидной календарь с лошадьми на 2022 год
Любовь к лошадям досталась от бабушки, а вот к спорту тяги не было. Должно быть, потому после школы без раздумий пошел работать конюхом в цирк. Отец, помню, возмущался: «что за работу ты себе нашел!» Но, видя, что работа мне в радость, смирился. Он водителем работал, в 4 утра поднимался, чтобы рабочих развозить. И я с ним. В 6 я уже в цирке, кормлю лошадей. На манеже меня отец, правда, не увидел, не дожил, а вот мама посмотрела. Так что я не из потомственных цирковых. Возможно, поэтому и путь на манеж таким долгим оказался.
Работать я начал у Бориса Павловича Манжелли. Манжели… Династия. История. Четыре брата. Статные, под метр девяносто ростом. Работали свободу, па-де-де, гротеск. Все на лошадях. В то время, когда я пришел в цирк, Борису Павловичу лет 60 было. Его номер – не номер даже, аттракцион, пантомима, сказка – назывался «Бахчисарайская легенда». В Одессе работали – весь оперный театр пришел и стоя аплодировал.
Работал с Бароном Даниилом Борисовичем. Покупали молодых лошадей, готовили их с нуля. Помню, Барон посадит меня на лошадь, кричит: «Как сидишь?! Где локти?! Где ноги?! – да как щелкнет около уха тамбарьером. Как-то замешивал я кашу для лошадей, подошел Алексей Сергеевич Соколов, посмотрел, похвалил. И вскоре я стал работать у него. Он-то и научил меня всему. Именно его я и считаю своим учителем. Соколов закончил высшие кавалерийские курсы, прекрасно знал высшую школу, когда-то выезжал лошадей полковникам, генералам. Он учил меня работе с молодой лошадью. Работали потихоньку, шаг за шагом, рядом со старыми, опытными лошадьми.
А с 91-го года я стал работать самостоятельно. Взял лошадей, которые раньше прекрасно работали у мастера и которые, оказавшись в руках другой дрессировщицы, постепенно утратили форму и дисциплину. Из-за этого номер оказался под угрозой расформирования. Лошадей предложили мне, и оказалось, что им просто нужно было напомнить прежнюю школу. Я только по кассете посмотрел, куда мне двигаться, чтобы самому не сбивать их. Конечно, сложности были, но зиму поработал, а весной уже вышел к зрителям.
Цирк – мир особый. И с этим согласятся все. И мы, зрители, видим лишь то, что нам показывают на манеже. А каждодневный труд, сложности и заботы скрывают кулисы. Утром в цирке репетиция, и из животных первыми всегда работают лошади – это традиция. Вечером представление. Сколько времени длится рабочий день? Вопрос, скорее всего, риторический. «Теперь у меня хоть помощники появились, – говорит Виктор Иванович, – а то и не отойти было. Но и сейчас, если уезжаю, даже ненадолго, каждый час звоню: как вы там?»
Виктор Иванович Евтехов. Человек, который сделал себя сам. «Когда-то я очень хотел научиться – и научился», говорит он. Его номер отличает удивительная гармония. Кажется, что лошади все делают сами, а человек лишь стоит а центре манежа и просто наблюдает за ними. Наверное, в этом и есть высшее мастерство. Браво, Артист! Браво!
Погасли огни под куполом. Уже отдыхают акробаты и воздушные гимнасты, эквилибристы и жонглеры. Затих цирк. И только на конюшне еще далеко до сна – напоить, накормить, почистить, убрать – да мало ли каких забот еще потребуют четвероногие красавцы…