Советский тяжеловоз

Просмотров: 17303 | Автор: Anzhelika | 08.03.2012
Происхождение: Россия
Масть: рыжая, гнедая, чалая
Высота холки: 1,55 - 1,60 м
Использование: тяжелая упряжка
Советский тяжеловоз - совершенно уникальная порода. Как ни одна другая из тяжеловозных пород, она обладает целым набором ценных качеств, и все они выражены в наивысшей степени. Важнейшее свойство - это их непревзойденная могучая сила. Как рабочая лошадь, советский тяжеловоз не имеет соперников, на кумысных фермах кобылы советской тяжеловозной породы - самые обильномолочные, в мясном коневодстве породе также нет равных по ее большой массе и скороспелости.

Советский тяжеловоз
Фото советского тяжеловоза


Происхождение. Выведены советские тяжеловозы скрещиванием бельгийских тяжеловозов брабансонов с местными лошадьми упряжного типа и другими породами. В дальних рядах родословных советских тяжеловозов можно найти таких предков, как битюги, першероны, ардены, суффольки.
В Россию завозить брабансонов начали еще во второй половине XIX века. Почему же при работе с брабансонами у нас не пошли по пути их чистопородного разведения? Ведь из Бельгии были привезены как жеребцы, так и кобылы, тем более что по крупности и силе брабансоны вполне удовлетворяли самым высоким требованиям. Дело в том, что брабансоны с их сырой и рыхлой конституцией были плохо приспособлены к более суровому русскому климату. Они имели склонность к мокрецам, а некоторые – гниению стрелки и тканей конечностей. Скрещивание брабансонов с местными кобылами сухой конституции эти недостатки устраняло. Кроме того, грубоватое сложение бельгийских тяжеловозов не удовлетворяло русскому вкусу к конской красоте и гармонии форм.
Началась работа над созданием новой породы. Основную роль в ее формировании сыграли брабансоны Божё (бурый, 1919 г. р.), Эндижен де Леваль (рыжий, 1923 г. р.), Клерон Реми (рыже-чалый, 1910 г. р.) и Полэн де Вер (рыжий в седине, 1921 г. р.). Постепенно в Починковском конном заводе Горьковской области (ныне – Нижегородской) и в Мордовском конном заводе, а также на племенных фермах колхозов Горьковской, Ярославской, Владимирской областей и в Мордовской АССР был создан большой массив племенных лошадей тяжеловозного типа, значительно отличавшихся от выводных брабансонов. Эти лошади были несколько мельче «бельгийцев», но намного суше, гармоничнее и подвижнее. Такой тип лошадей вполне отвечал требованиям советского сельского хозяйства.
Новая порода тяжеловозов под названием «советская тяжеловозная» получила официальное признание в 1952 году.
Порода рекордистов. Достаточно быстро новая порода получила широкое распространение и стала лидирующей среди всех тяжеловозных пород страны. Популярность советского тяжеловоза объяснялась просто – эти лошади по своим основным качествам: рабочим, мясным и молочным – в комплексе существенно превосходят лошадей других пород.
В 1957 году коневодческая общественность была потрясена уникальным рекордом грузоподъемности, установленным на Тамбовском ипподроме гнедо-чалым шестилетним жеребцом Форсом. Эта лошадь вывезла огромный груз, размещенный на целом «поезде» – сцепе нескольких повозок: его общий вес составил почти 23 тонны (22991 кг), а пройденное расстояние – 35 метров. Это был абсолютный рекорд грузоподъемности тяжеловозов.
Но советский тяжеловоз – это не только лошадь шага. Он энергичен, вынослив и хорошо идет также рысью с грузом. Высокие и разносторонние рабочие качества советских тяжеловозов подтверждают результаты специальных испытаний. С 1960 по 1990 годы эти испытания проводились ежегодно на самом высоком уровне – на Всесоюзных соревнованиях конников. Они состояли из трех частей: испытания на скорость доставки груза весом 1,5 тонны рысью на дистанцию 2 км, на скорость доставки груза весом 4,5 тонны шагом и на тяговую выносливость (расстояние, которое лошадь сможет пройти с грузом 9 тонн). В испытаниях участвовали лучшие представители одиннадцати упряжных рабочих пород лошадей, разводившихся в СССР. Победителю этого «троеборья» присваивалось звание «Абсолютный чемпион тяжеловозов». И чаще всех прочих пород это звание получали советские тяжеловозы.

Советский тяжеловоз
Фото советского тяжеловоза


Рекордную скорость доставки груза шагом на 2000 м – 11 мин 51,8 сек – продемонстрировал в 1971 году в Пскове рыжий жеребец Зубр (Брамин – Звезда). Его результат является лучшим для лошадей всех пород. За советским тяжеловозом и еще один абсолютный рекорд – в испытаниях на тяговую выносливость. Его установила в 1968 году в Пскове рыжая кобыла Русалка (Ливень – Реактивная): развивая силу тяги 300 кг, она прошла 2131,17 м.
В скорости доставки груза рысью лучший для породы результат показала в 1968 году рыжая кобыла Рафия (Карабин – Рогатина I). А рекорд максимальной силы тяги (888 кг) установила в 1985 году в Львове бурая кобыла Вятка (Краб – Венера).
Советская тяжеловозная порода разводится в чистоте по линиям. Наибольшее влияние на развитие породы оказал выводной из Бельгии брабансон Божё – родоначальник лидирующей линии, которая получила развитие через его сына Режима и правнуков Омуля и Феномена, родоначальников новых современных линий. Важную роль в породе играют также линии Флейтиста, Ковбоя и Жасмина.
Наиболее ценное племенное поголовье лошадей советской тяжеловозной породы сосредоточено сегодня в Починковском и Перевозском конных заводах Нижегородской области и в Мордовском конном заводе.
Лошади Починковского конного завода отличаются особенно ярко выраженной породностью тяжеловоза. Они крупны, массивны, с длинным корпусом и крепкими правильно поставленными ногами.
Тип лошадей Мордовского завода формировался не только на основе поглотительного скрещивания брабансонов с помесными лошадьми упряжного склада, но и под влиянием крови лошадей суффолькской породы. Суффольки придали им сухость, хорошие движения и энергичный темперамент. Наибольшую роль в этом сыграл выводной из Англии рыжий суффолькский жеребец Сюдборн Пионер, 1914 г.р. Лошади Мордовского завода среднего роста и компактного сложения.
Поголовье Перевозского конного завода сформировано в основном за счет племенного материала Мордовского и в меньшей мере Починковского конных заводов. Там создан весьма ценный состав маток, отличающихся средним ростом и гармоничным сложением.

Советский тяжеловоз сегодня. К году своего пятидесятилетия советская тяжеловозная порода достигла высокого уровня совершенства. Созданы две новые ценные линии: Феномена и Омуля. В породе появились лошади идеального типа и экстерьера. Это матка-родоначальница Рессора, 1963 г.р., давшая ряд ценнейших заводских жеребцов и кобыл, в том числе замечательного и по себе и по потомству жеребца Рафинада 1979 г.р. От Рафинада в Починковском заводе получена группа прекрасных заводских кобыл и два великолепных жеребца-производителя, неизменно вызывающие восторг и восхищение: трижды чемпион Всероссийских выставок среди всех пород Капрал (1989 г. р.) и чемпион породы Рафинер (1992 г.р.).
Существовало мнение, что идеальных лошадей не бывает. И действительно, до 70-х годов таковых в советской тяжеловозной породе не было. Даже самый лучший в породе, выдающийся производитель, бурый жеребец 477 Режим (1938 г.р.), имел небезупречный экстерьер: мягкая спина, крутые бабки. Режим считался достаточно крупным жеребцом – 162 см в холке. На ВСХВ 1940 года он получил Диплом I степени.
Капрал и Рафинер рядом с Режимом казались бы великанами – их рост 167 см, и при этом оба обладают идеальным экстерьером. Их живая масса приближается к тонне, но благодаря совершенной гармонии форм телосложения эти лошади не выглядят громоздкими.
Быстрый прогресс породы – не случайное явление. В практике племенной работы, которой руководили ученые селекционного центра ВНИИ коневодства, были использованы эффективные научные разработки в области теории разведения по линиям, опирающиеся на новейшую парадигму науки – системную концепцию, при которой порода рассматривается как закономерная иерархическая система линий. Использование этого подхода позволило впервые обосновать оптимальную модель структуры породы и эффективно управлять эволюционным процессом. Это обеспечило быстрый качественный прогресс породы, несмотря на трудности, с которыми столкнулось коннозаводство за последнее десятилетие.
А проблемы возникли нешуточные. Самым страшным было резкое сокращение маточного поголовья породы: в ведущем конном заводе – Починковском – из 150-ти кобыл осталось 70, в Мордовском – 30 из 50-ти. В связи с этим обострилась проблема генеалогического замыкания породы. Возникла необходимость «освежения крови».
Резко ухудшились условия содержания, кормления и ветеринарного обслуживания лошадей. Полное упразднение обязательного моциона молодняка, жеребцов и кобыл привело в Починковском заводе к катастрофическому снижению воспроизводства: в 2002 году там было получено всего 22 жеребенка.
Совершенно очевидно, что важнейшие задачи сегодняшнего дня и на ближайшую перспективу – восстановление численности маточного поголовья и наведение надлежащего технологического порядка, особенно в Починковском заводе. Тем более что конъюнктура конского рынка складывается благоприятно – на тяжеловозов, особенно советских, повышается спрос, растут цены. Коневодам, работающим с породой, важно не упустить свой шанс!

Советский тяжеловоз
Фото советского тяжеловоза


Лошади советской тяжеловозной породы – самые крупные среди тяжеловозов: их высота в холке составляет 160-170 см, живая масса – от 700 до 1000 кг. У них средняя по величине голова, мускулистая шея средней длины, широкая низкая холка, широкая, иногда мягкая, спина, ровная широкая поясница, очень широкий, раздвоенный и свислый круп. Грудь широкая, с округлыми ребрами, ноги средней длины, достаточно сухие и крепкие, копыта правильной формы. Иногда встречается косолапость, саблистость и мягкие бабки. Оброслость гривы, хвоста и щеток умеренная. Преобладающие масти – рыжая и рыже-чалая, реже встречаются гнедая и гнедо-чалая. Конституция у большинства советских тяжеловозов крепкая, рыхлость и сырость встречается только у отдельных лошадей. Темперамент спокойный.
Лошади советской тяжеловозной породы достаточно скороспелы. С двух с половиной – трех лет они могут выполнять сельскохозяйственные работы, а с трех лет поступают в производящий состав. Жеребята растут очень быстро, достигая к шестимесячному возрасту 365-375 кг, а к одному году – 525-540 кг.
Плодовитость советских тяжеловозов средняя (выход жеребят в конных заводах 65-75%). Срок племенного использования в большинстве случаев ограничивается 16-17 годами. Правда, отдельные производители и матки давали приплод до двадцатилетнего возраста и старше.
Высокая скороспелость, большая живая масса, способность потренецензурное слово дешевые объемистые корма – все это очень полезные качества и в мясном коневодстве, где советский тяжеловоз – очень перспективный улучшатель поголовья.
Кобылы советской тяжеловозной породы отличаются исключительно высокой молочностью. На кумысной ферме ВНИИ коневодства в период с 1976 по 1982 годы их молочная продуктивность за полную лактацию (239 дней) составляла в среднем 3317 л. Максимальная продуктивность получена от кобылы Рябины – 6173 л молока за 338 дней лактации.
При скрещивании советского тяжеловоза с местными малоулучшенными лошадьми уже в первом поколении получается хорошая рабочая лошадь.

Добавить комментарий
Няшки просто )))
Спасибо за статью .

Зарегистрироваться
Мини чат
Правила общения в чате
OTM
OTM
Сегодня в 21:30:32

oper202, нет такого номера в телеге
Ответить
oper202
oper202
19 октября 2024

Виктор ответь
Ответить
OTM
OTM
25 марта 2024

Рыжий Конь, так а какой смысл мне одному шуметь, если больше никому ничего не надо?
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
7 февраля 2024

recourse
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
7 февраля 2024

я смотрю тут совсем все затихло sad
Ответить
OTM
OTM
14 марта 2023

Рыжий Конь, hi
Пофиксил ошибку отображения статей, приношу свои извинения за доставленные неудобства
Ответить
OTM
OTM
13 марта 2023

Azali, я и не сплю.
Наташа сайтом отказалась заниматься, я весьма слабо смыслю в конной тематике, посему писать непроверенную инфу считаю непозволительным. начатая мной тематика питания не набрала популярности. Нетематические статьи я публиковать не буду. Да и не для кого, все давно разбежались по соцсетям. Статистика посещений удручающая. само содержание сайта в том виде, в котором он есть и так обходится в 10% от моей зарплаты в оффлайне. на которую тратится львиная куча времени. Перспектив развития, если честно, на данный момент не наблюдаю, ибо это минимум пол года безвылазной работы на сервере. На данный момент я не могу себе этого позволить, да и изначально в одиночку я сайт не вытянул бы. Пока нон на плаву , так сказать, до "лучших времён". а дальше видно будет
Ответить
Azali
Azali
10 марта 2023

"разбудим" ОТМ и Наташу...без них не справиться...
Ответить
Azali
Azali
10 марта 2023

можно выкладывать статьи, которые смогут заинтересовать даже того человека, который не связан с лошадьми.. это небыстро, поиск информации и тд и тп, но нужно делать небольшие шаги
Ответить
Azali
Azali
10 марта 2023

часто бываю здесь... тяжело понимать, что потеряла, не побоюсь такого выражения, вторую семью... проводила здесь очень много времени, познакомилась благодаря этому сайту с многими интересными людьми. Нужно объединяться и прикладывать совместные усилия, чтобы дать сайту вторую жизнь
Ответить
Azali
Azali
10 марта 2023

Рыжий Конь, спасибо heart
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
8 марта 2023

по ходу сайт совсем загнил, статьи все слетели recourse
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
8 марта 2023

слушайте, реально жутко , заметил тут куча паутин с жирными пауками , ну нельзя же запускать сайт до такой степени , люююдииии , аааа-ууууу, давайте все сюды , будут люди и будут и статьи , и новости и еще кучу всего много чего интересного ))
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
8 марта 2023

Grey, так не идут новые кони , нужно их чем то сюда заманивать what
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
8 марта 2023

OTM, все еще актуально ?
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
8 марта 2023

уважаемые девочки, девушки, женщины, бабушки , поздравляю Вас с международным женским днем 8 марата , желаю Вам всем счастья, любви, хорошего настроения и множество улыбок на ваших лицах! rose
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
8 марта 2023

ууууу , с диким грохотом пустых ведер , и с криком " какая зараза понаставила в проходе пустые ведра и отряхиваясь от паутин к вам пришел Рыжеватто Конятто lol всем привет =)
Ответить
Икадезотта
Икадезотта
24 октября 2022

людям аскетам не нужно общение
Ответить
Grey
Grey
24 июля 2022

Где новые кони, партия требует контенту!
Ответить
OTM
OTM
15 апреля 2022

Рыжий Конь, Напиши Наташе в ВК
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
14 апреля 2022

what
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
3 апреля 2022

ууууу , с диким грохотом пустых ведер , и с криком " какая зараза понаставила в проходе пустые ведра к вам пришел Рыжеватто Конятто lol всем привет =)
Ответить
OTM
OTM
2 марта 2022

МиЛаЯ ВрЕдИнА, Приветик )
как видишь произошло много изменений не в лучшую сторону(
Ответить
МиЛаЯ ВрЕдИнА
МиЛаЯ ВрЕдИнА
28 февраля 2022

всем привет, не была здесь лет 10 уже))
Ответить
OTM
OTM
8 февраля 2022

Волк Огнеглаз, lol
Ответить
Волк Огнеглаз
Волк Огнеглаз
8 февраля 2022

лол я иду в атаку на другую стаю 570 kon kon
Ответить
Волк Огнеглаз
Волк Огнеглаз
8 февраля 2022

wizard моя магия сильна(я волк не конь))) ) я владею всеми стихиями
Ответить
Natali
Natali
17 января 2022

Буду ждать с нетерпением!
Ответить
Natali
Natali
17 января 2022

Рыжий Конь, klass
Ответить
Natali
Natali
17 января 2022

Рыжий Конь, hi
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
17 января 2022

мы тут посовещались и решили выпустить первую часть спецвыпуска видео новостей про Эндо yes
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
17 января 2022

наш корреспондент Пегас прибыл с фото и видео материалами про мерина Эндо про которого я начал рассказывать в своих видео новостях , завтра выйдет продолжение знакомства с этим конем smile
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
17 января 2022

всем привет , первая часть моих не обычных видео новостей про реальных лошадей нашей планеты открыта!
Ответить
Natali
Natali
10 января 2022

Рыжий Конь, hi и тебя с праздниками!
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
9 января 2022

всем привет , всех с прошедшими праздниками , я живой и все норм - просто по работе завал , если мне повезет то я сделаю супер видео выпуск видео новостей от Рыжего Коня , будет очень интересно yes щас в ожидании видеоматериалов от конников разных стран 007
Ответить
Natali
Natali
3 января 2022

wizard
Ответить
OTM
OTM
1 января 2022

Suspiria, с новым годом тебя
kon

И всех остальных, конечно же, тоже.
Ввиду низкой посещаемости оформление новогоднее решил не делать, извините уж
Ответить
Suspiria
Suspiria
31 декабря 2021

С Наступающим Новым годом! heart
Ответить
Natali
Natali
17 декабря 2021

570
Ответить
Natali
Natali
10 декабря 2021

Рыжий Конь, здорово! Идём на дискотеку! musik
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
9 декабря 2021

расколбас ..... блин , как меня все еще колбасит то lol короче музыкальная дискотека ..... музыкалная видео дискотека от Рыжего .... неее, от диско Рыжего Коня вышла ! laughing
Ответить
Natali
Natali
8 декабря 2021

Рыжий Конь, wink
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
7 декабря 2021

Natali, привет , стырила мою задумку про Будвайзер laughing
Ответить
Natali
Natali
4 декабря 2021

Рыжий Конь, и у нас) приветик))
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
4 декабря 2021

ух, всем привет , простите за отсутствие - полностью завяз на работе , у нас зима началась laughing
Ответить
Natali
Natali
30 ноября 2021

wizard
Ответить
OTM
OTM
27 ноября 2021

Suspiria, ничего страшного)) новые материалы пока что добавляются не очень быстро, по этому будешь успевать и с такой периодичностью посещения их читать =)
Ответить
Suspiria
Suspiria
27 ноября 2021

Привеет) как у вас дела? Из-за учёбы совершенно мало времени посещать сайт...
Ответить
Natali
Natali
22 ноября 2021

hi
Ответить
OTM
OTM
20 ноября 2021

Рыжий Конь, варианты есть всегда ;)
Ответить
Архив сообщений чата
Развернуть
Отправить
Обновить
Последние сообщения:
  • Статьи
  • Форум
  • Альбом
Кто на сайте?
Сейчас на сайте: 140, из них:
Зарегистрированных: 0
Роботов: 1
Популярное:

    Материалов не найдено.

А так же: