Комментарий к статье:
Скачать перекидной календарь с лошадьми на 2022 год
От природы лошадь идти пассажем не может и научается ему только выездкой, пишет Джеймс Филлис. Однако современный зоопсихолог Шефер утверждает, что жеребец, ухаживающий за кобылой и старающийся ей понравиться, делает вокруг нее пассажеподобное движение, а потому пассаж по сути своей является естественным движением. Из этого Шефер делает вывод, что обучать пассажу кобылу просто безнравственно, поскольку ее заставляют вести себя противоестественно.
Далее Филлис отмечает, что лошади с врожденным высоким, протяжным и машистым ходом усваивают пассаж легче и успешнее. Лошадь на низком настильном ходу, не сгибающая энергично задних ног, а передними задевающая землю, для пассажа не годится.
По словам Филлиса, на пассаже можно исполнять все движения в два следа, однако в настоящее время, насколько мне известно, их никто не исполняет.
Филлис упоминает также так называемый искусственный пассаж, выполняющийся без сбора и потому «совершенно противный основам езды». Сейчас этот элемент также нигде не выполняется.
Пиаффе (фр. piaffer – приплясывать, бить копытом землю) – один из основных элементов высшей школы верховой езды. Крайне укороченная, собранная, высокая и ритмичная рысь на месте. Задние ноги подведены под корпус, подвисание немного дольше, чем при пассаже. Зацеп копыта передней ноги должен подниматься до уровня середины пясти опирающейся конечности. Выполняется в сборе.
Знатоки различают несколько видов пиаффе. Версальское пиаффе выполняется с почти неподвижными задними ногами, но с акцентированным подъемом передних ног. В настоящее время этот вариант пиаффе почти нигде не исполняется. Флорентийское пиаффе отличается примерно одинаковым подъемом передних и задних ног. Филлис также выделял пиаффе быстрое, с невысоким подъемом ног и почти без подвисания, и медленное, с акцентированным повисанием.
Пиаффе
Осаживание на пассаже является очень трудным элементом. Основная сложность заключается в сохранении энергичной и высокой работы задних ног. Переводить лошадь с пассажа вперед на осаживание на пассаже следует через пиаффе.
Серпантин на пассаже изобретен Филлисом и очень труден в исполнении, а потому не нашел широкого распространения. В спортивной выездке пассаж исполняется исключительно по прямой.
Пассаж и пиаффе стали неотъемлемой частью не только традиционной, но и современной выездки. Как вы видите, они логически связаны между собой. В настоящее время в спортивной выездке существуют два подхода к обучению этим элементам. Первый заключается в том, что лошадь постепенно переводят в сокращенную рысь, затем в пассаж, и, наконец, в пиаффе. Согласно второму подходу, лошадь нужно поставить с шага на пиаффе, а потом «удлинить» его до пассажа.
Испанский шаг и испанская рысь
Испанский шаг, или школьный шаг – основной элемент высшей школы, при котором лошадь попеременно поднимает почти до горизонтального положения выпрямленные в запястном и путовом суставах передние ноги и плавно ставит их на землю. Задние ноги ступают обычным шагом.
Испанский шаг должен выполняться и в руках, и на свободе, и под седлом. Этот элемент является основой и испанской рыси, и пассажа, и пиаффе, и балансе. Качество испанского шага должно быть очень высоким. Филлис считал испанский шаг недостаточно осмысленным элементом и потому со временем отказался от него.
Испанский шаг выполняют во всех национальных школах верховой езды и часто в цирке.
Испанский шаг сильно развивает мышцы плечевого пояса лошади. В естественной среде обитания жеребец, выполняя нечто вроде испанского шага, с акцентированными махами передними ногами, прогоняет чужаков со своей территории.
Испанская рысь, или школьная рысь – движение лошади короткой ритмичной рысью с высоким выносом передних ног, выпрямленных в запястном и путовом суставах. Филлис отмечал, что «испанская рысь из всех искусственных движений высшей школы самое блестящее и вместе с тем самое легкое».
В современной От Эколь помимо традиционных элементов используются также и новые упражнения, смысл многих из которых пересекается со смыслом упражнений НХ. Рассмотрим такие упражнения подробнее.
Краваш – резкое рассекание воздуха хлыстом или прутом в пяти сантиметрах над ушами неподвижно стоящей перед человеком лошади, ничем не ограниченной в свободе. Смысл этого упражнения в том, что лошадь должна спокойно реагировать на хлыст и доверять человеку. Проще всего сопоставить краваш с применением методики, изложенной в "Дружелюбной игре" Парелли.
Однако важно не удариться в другую крайность и не воспитать в лошади полное безразличие к хлысту. Для этого краваш нужно сочетать с легким, но настойчивым тушированием задних ног ниже пута хлыстом или прутиком. При этом лошадь должна слегка лягаться ногой, до которой дотронулись.
Сокле – установка передних ног попеременно на шаткий пьедестал высотой не менее 90 см. Иногда сокле заменяют «тумбой» - аналогичным упражнением, в котором используется совсем маленькая прочно стоящая тумбочка.
Смысл этого упражнения также в достижении доверия лошади к человеку. Лошади от природы очень боятся становиться на неустойчивую опору, а делать это по команде человека они могут только научившись безоговорочно ему доверять.
Аппеле – подзыв лошади, которая стоит в другом конце манежа и лишь по команде приближается указанным аллюром. Это упражнение сходно с игрой "Йо-йо" по Парелли.
Сентадо – упражнение, когда лошадь в течение нескольких секунд сидит на крупе. Кобылам из гигиенических соображений следует сидеть на бедре.
По утверждениям зоопсихологов, лошади иногда принимают эту позу в табуне во время расслабления. Можно вспомнить эпизод из фильма "Фантомас против Скотланд-Ярда", когда убежавшая от комиссара охотничья лошадь усаживалась по-собачьи, а при приближении людей убегала.
Куше – укладывание лошади по команде. Лежащая лошадь должна позволить проползти по себе, сидеть у себя на плече или на крупе.
В дикой природе лошадь принимает такое положение, если полностью уверена в своей безопасности, равно как и положение сидя, так что упражнения куше и сентадо также являются демонстрацией доверия лошади человеку.
Асьет – усаживание лошади из положения куше. Лошадь должна позволять делать у себя над головой краваш и подниматься только по команде. Из положения асьет лошадь снова кладут и снова сажают.
Кранч – упражнение, состоящее в глубоком прогибе туловища лошади, как будто она потягивается. Часто можно видеть, как лошади по своей инициативе потягиваются в деннике. Различают передний и задний кранчи – прогиб грудного и поясничного отделов позвоночника соответственно. При переднем кранче лошадь высоко поднимает круп и почти касается грудью земли. При заднем кранче лошадь подает круп вперед и вниз настолько, насколько сможет. Ноги лошади должны оставаться на месте. Это упражнение полезно для мышц плечевого пояса и поясницы.
Школьные свечки
Элементы От Эколь, о которых пойдет речь дальше, я объединила в одну группу под условным названием "школьные свечки", чтобы вам было в общем понятно, что их объединяет - стояние лошади на задних ногах.
Пезада (фр. pesade) – элемент, при котором лошадь спокойно поднимается почти вертикально на дыбы. При этом задние ноги согнуты, а передние подобраны. Исполняется как под всадником, так и без него.
Это, пожалуй, самый популярный элемент От Эколь. Он исполняется во всех национальных высших школах верховой езды и в цирке.
Левада – фигура высшей школы верховой езды, при которой лошадь встает на дыбы на сильно согнутых в суставах задних ногах. При этом корпус лошади образует с поверхностью земли угол около 30º, передние конечности согнуты, подплечья почти в горизонтальном положении, копыта приближены к локтевым суставам. Из положения левады выполняются многие школьные прыжки, о которых мы будем говорить ниже.
На многих конных памятниках лошади стоят на пезаде или леваде.
Мезер – невысокая пезада, отличающаяся большей собранностью лошади.
Сентаво – проходка лошади на задних ногах. Выполняется как под всадником, так и без него.
Этот элемент очень сложен для лошади, так как требует больших физических усилий. Его исполнение показано только лошадям с очень здоровыми и сильными задними ногами. Под всадником лошадь должна делать не более 7 шагов, на свободе - не более 18.
Амбуатэ – элемент, имитирующий движение нападающего жеребца, который при подскоке с рыси высоко выбрасывает одну переднюю ногу. Это очень редкий элемент, по сложности превосходящий каприоль, а потому демонстрируется очень редко и даже не во всех национальных школах.
Школьные прыжки
Все школьные прыжки являются логическим продолжением "школьных свечек", и лошадей им обучают только после освоения пезады.
Лансада (фр. lancade) – один из школьных прыжков. Лошадь поднимается в положение левады, затем резко отталкивается и, совершив прыжок по дугообразной траектории, приземляется на передние ноги.
Этот прыжок малозрелищен и редко исполняется на шоу в национальных школах верховой езды.
Крупада (фр. croupade) – школьный прыжок лошади с подобранными ногами, после которого она приземляется на место отталкивания. К крупаде переходят после исполнения пиаффе.
Курбет (фр. courbette) – школьный прыжок. Лошадь, выполняющая пиаффе, поднимается в положение левады, совершает прыжок вперед и вверх и приземляется на обе задние ноги. Иными словами, это прыжок на задних ногах. Его повторяют не более 3-5 раз подряд, поскольку задние ноги лошади испытывают большое напряжение.
Набор из 5-6 курбетов, выполняющихся по прямой, называется сарабанда. Крест – два курбета вперед, два назад, два влево и два вправо.
Баллотада – школьный прыжок на месте, при котором лошадь, находясь в воздухе, передние ноги подгибает к животу, а задние разгибает в путовых суставах, как бы показывая подковы. Приземлившись на все 4 ноги, лошадь переходит в пиаффе.
Каприоль (ит. сapriole от лат. сapra – коза, дословно «козий прыжок») – школьный прыжок, при котором лошадь, встав на дыбы и стремительно оттолкнувшись от земли, летит вперед, как олень, с вытянутыми назад задними и подогнутыми передними ногами. Называется также оленьим прыжком. Самый трудный и эффектный элемент От Эколь