Комментарий к статье:
Скачать перекидной календарь с лошадьми на 2022 год
Эффект от выступлений Каролины Лойо оказался несколько неожиданным: она очень быстро завоевала самую разнообразную публику и заняла положение примадонны парижского стационара, причём её личный успех перерастал в принципиальный успех самого жанра...
И приблизительно с начала 40-х годов цирк без школьной наездницы был уже немыслим». В дальнейшем наряду с сольными выступлениями был создан ряд комбинированных композиций: школьные дуэты, парные школьные тандемы и школьные кадрили. Неоспоримы некоторые преимущества прекрасного пола, способствующие успеху амазонок, — это их относительно малый вес, гибкость тела, лёгкость и чувствительность (мягкость) рук, миловидность и изящество в сочетании с мощностью и темпераментом коня, послушного воле своей хозяйки.
Седловка и посадка
Основной особенностью дамской езды является посадка, зависящая от конструкции седла. Дамское седло имеет два рожка, расположенных на левой стороне передней части седла (луки). Верхний рожок служит упором для правой ноги наездницы, нижний — для упора левой ноги выше колена. Чем ближе один к другому расположены рожки, тем это удобнее для наездницы с короткими ногами, и наоборот. Рожки крепятся к седлу с помощью винта, а не наглухо. Подвижные рожки имеют несомненное преимущество, так как седлом при этом могут пользоваться наездницы различных комплекций.
Дамское седло
Сиденье дамского седла должно быть невысоким, горизонтальным и достаточно широким, в зависимости от телосложения всадницы. Седло накладывается так, чтобы оно не слишком обременяло плечи лошади, подпруга же подтягивается сильнее, чем у мужского седла. Даже очень опытные наездницы не могут избежать некоторого колебания в правую сторону, поэтому прочное положение дамского седла на спине у лошади очень важно. Если седло в связи с особенностями сложения лошади может смещаться назад, следует одеть подперстье, которое безусловно необходимо при поднимании лошади на «гох».
Сидеть амазонка должна прямо на середине седла, с корпусом (лицом), обращённым вперёд, а не сидеть на левом боку лошади. Обе ноги перекинуты влево. Только в этом случае посадка будет удобной, красивой, уверенной и элегантной. Колени держать возможно ближе одно к другому, правым плотно облегать спереди назад верхний рожок, левая нога, упираясь в стремя, прилегает к нижнему рожку. Бедро левой ноги прижато к седлу, а голень отвесно свешивается вниз, пятка опущена, стремя держать на широкой части ступни. Корпус слегка откинут назад. Особенно надо остерегаться заваливания левого плеча, это искажает посадку амазонки. Кроме того, в посадке всадницы могут быть ошибки, бросающиеся в глаза зрителю: амазонка наклоняется вперёд или чересчур выставляет правое плечо, перегибается на правую сторону, наклоняет влево верхнюю часть корпуса. На рыси часто можно заметить резкие высокие приподнимания амазонки от седла, разведение локтей в сторону, смещение корпуса вперёд.
Что касается управления лошадью, то всё ранее сказанное по этому поводу относится и к управлению с дамского седла. Разница заключается лишь в том, что хлыст в дамском седле заменяет правый шенкель, причём действие левого шенкеля должно быть связано с работой хлыста. Когда действует хлыст, заменяя правый шенкель, то левая нога должна быть готова оказать противодействие, то же самое требуется от хлыста, когда действует левый шенкель. Хлыст держат при движении в правой руке, сантиметров на десять ниже ручки, наподобие карандаша — тонким концом вниз. Хлыст при этом лежит, прилегая к лошади, за задним краем правого крыла седла.
Большое значение имеет правильная пригонка стремени, при котором амазонка в состоянии свободно приподниматься в седле, упираясь на стремя слегка согнутой ногой. Короткое стремя вынуждает нагибаться вправо, а при длинном стремени корпус перегибается влево (сползает), и нога утомляется в постоянной погоне за ускользающим стременем. Сходя с лошади, амазонка вынимает левую ногу из стремени, снимает правую с рожка и поворачивается правым плечом к голове лошади, садясь боком, затем, положив руки на плечи помощника, спрыгивает с седла на носки, с приседаньем.
Лошадь для амазонки, отвечая общим требованиям к цирковой лошади, должна быть:
— хорошо выезжена;
— чувствительна в поводу (легко управляема поводом);
— обладает мягким, плавным ходом.
Так как дамское седло занимает гораздо больше места, чем мужское, желательно иметь лошадь с удлинённым туловищем. Ввиду неравномерного распределения тяжести всадницы на дамском седле следует отдавать предпочтение лошадям сильным, с широкой спиной и широкой, правильной постановкой ног.
Приёмы посадки в дамское седло
Садясь на лошадь в дамское седло и сходя с неё, амазонка встречает некоторые затруднения и требует посторонней помощи. Существует несколько приёмов этой помощи. Опишем два.
1. Всадница подходит к лошади на уровне левого крыла седла лицом вперёд, плечи перпендикулярны лошади.
Взяв свободно поводья в правую руку, упирается ею в верхний рожок, ставит левую ногу на скрещённые ладони помощника, лежащие на его правом колене, а свою левую руку кладёт на его плечо. Затем амазонка отталкивается от земли правой ногой, выпрямляет левую и поворачивается спиной к лошади, упираясь левой рукой в плечо помощника, который при этом выпрямляется и тем самым помогает всаднице подняться выше седла и сесть в него боком. Помощник подает ёй стремя, хлыст и поправляет платье. Всадница поворачивается правым плечом назад, перекидывает правое колено через верхний рожок, берёт стремя, разбирает поводья, берёт их в левую руку, а в правую берёт хлыст. Чтобы действия амазонки и помощника совпадали, он считает и по счёту «три» сажает амазонку в седло.
2. Посадка всадницы в седло с подставки осуществляется следующим образом.
Стоя на подставке, она вставляет левую ногу в стремя и, взяв в левую руку поводья, упирается ею в переднюю луку, а правой — в сиденье седла. Затем, отталкиваясь правой ногой, выпрямляет левую, поворачивается спиной к лошади, садится в седло боком и вынимает ногу из стремени. В дальнейшем поступает, как и при посадке с помощником.
Тандем
Тандем (школьный тандем) — номер высшей школы верховой езды, введённый в цирковой репертуар Парижским Олимпийским театром-цирком Лоренцо Франкони в конце 20-х годов XIX века. Демонстрируя тандем, артист руководит при помощи длинных лонж (вожжей) и фарпайча одной или двумя лошадьми, запряжёнными цугом, то есть одна за другой, сидя верхом на задней лошади. Подседельной лошадью управляют как обычной верховой. Тандем может быть двойным или тройным.
Лошадей дрессируют как обычно для высшей школы верховой езды, но в дальнейшем из средств управления передними лошадьми исключается шенкель и уклоны корпуса. Для достижения этой цели дрессировщик в процессе обучения лошадей элементам высшей школы постепенно ослабляет давление шенкелей и уклонов корпуса и, доведя их до полной пассивности, действует только поводьями.
Верховая езда в дамском седле
Можно передних лошадей с самого начала обучать «в руках», не садясь на них верхом. Для этого отрабатывают испанский шаг — сначала одной передней ногой, а затем другой — тушированием с одновременным нерезким натягиванием соответствующего повода (короткой лонжи), требуя при этом от лошади постоянного упора на повод. В этом случае очень полезен лёгкий посыл, производимый идущим сзади помощником. После того как лошадь начнёт уверенно высоко и свободно двигаться испанским шагом (маршировать) «в руках», дрессировщик переходит на управление длинными лонжами, заставляя её выше поднимать ноги, по необходимости усиливает действие поводьев тушированием и подкармливает за хорошую работу.
Заставлять лошадь идти правильным пассажем на длинных поводьях трудней (в большинстве случаев), чем обучить испанскому шагу (хотя встречаются лошади, которые прекрасно «пассажируют» «в руках», поэтому обучение идёт под верхом, с постепенным переходом на управление только поводьями. Добившись от лошади спокойного пассажа под воздействием только поводьев, переходят на управление с земли (на длинных поводьях).
Последующим этапом будет репетиция с двумя лошадьми, управляемыми с земли. Дрессировщик при этом держит в каждой руке по два повода. Как и в предыдущем случае, дрессировщику помогают помощники (берейторы). Основная задача дрессировщика при этом кроме поддержания чётких, высоких движений испанского шага и пассажа добиться синхронности выноса ног обеими лошадьми, идущими испанским шагом.
Синхронность при пассаже требует огромного труда и очень одаренных лошадей с одинаковым характером аллюра.
Перемене ног на галопе всех лошадей тандема следует обучать под седлом. Наконец, работа по созданию школьного тандема заканчивается отработкой манёвренных движений всех трёх лошадей, управляемых дрессировщиком с седла своей лошади; это достигается в несколько этапов — репетируют последовательно со средней лошадью и головной раздельно, а затем объединяют всех трёх вместе.
Демонстрируя тандем, дрессировщик не имеет возможности применять при управлении передними лошадьми такие мощные условные раздражители, как шенкеля, шпоры и уклоны корпуса. В связи с этим особое значение имеет выработка стойких двигательных навыков, вызываемых поводьями. В связи с этим необходимо указать, что отличные результаты даёт при обучении лошади испанскому шагу в руках (для тандема) применение стула с наклонным сиденьем, обитым войлоком. После того как лошадь при тушировании подняла переднюю ногу, помощник, идущий впереди, подхватывает находящуюся в воздухе ногу, ставит её на стул и немедленно подкармливает лошадь.
После того как лошадь спокойно (по требованию дрессировщика) ставит ногу на сиденье стула, помощник в момент подъёма лошадью ноги относит его, добиваясь от лошади шага, чтобы достать стул поднятой ногой и выработать у неё условный рефлекс «погоню за стулом». В дальнейшем стул заменяют деревянной пластиной, шириной 20-25 см и длиной 70-80 см из толстой фанеры на древке. Пластину эту держит перед лошадью идущий сбоку помощник. Стараясь достать эту пластину, лошадь приучается двигаться вперёд испанским шагом, вынося ногу вверх и вперёд.