картинки динго.
Теперь про породы собак.Домашние собаки (Canis familiaris). "Умом собаки держится мир" - так сказано в Вендидаде (Книга законов), древнейшей и достовернейшей части Зенд-Авесты, одной из самых древних книг человечества.
Для низшей ступени цивилизации человечества слова эти были (и являются еще и поныне) несомненной истиной. Дикий, грубый и необразованный человек немыслим без собаки, но так же трудно представить себе благовоспитанного и образованного человека, живущего в цивилизованных государствах, без этого животного. Человек и собака дополняют друг друга в сотнях и тысячах случаев и потому могут считаться самыми верными товарищами. Никакое другое животное на земном шаре не пользуется таким уважением, дружбой и любовью, какие издавна заслужила себе собака со стороны человека. Она так необходима для благосостояния человека, что сама как бы составляет часть человечества. "Собака, - говорит Кювье, - самое замечательное, совершенное и полезное из всех приобретений, какие когда-либо сделал человек. Все собаки сделались нашей собственностью, а каждая отдельная собака вполне принадлежит своему хозяину, человеку, сообразуется с его привычками, знает и защищает его имущество и остается ему верной до самой смерти. При этом следует иметь в виду, что эти качества собак зависят не от принуждения и боязни, а от бескорыстной любви и привязанности. Быстрота движений и тонкость обоняния сделали из собаки прекрасного помощника человека, и можно сказать, что ныне животное это необходимо для благоустройства человеческого общества. Собака есть единственное животное, которое вместе с человеком расселилось по всему земному шару. Хотя, по-видимому, собака известна каждому, но ее стоит описать подробнее, что мы и сделаем с особенным удовольствием.
Ее находят повсюду, где только поселился человек. Она встречается даже у самых жалких, диких и необразованных народов и стала их другом, товарищем и защитником.
Домашняя собака (Canis familiaris)
Но ни предание, ни исследование не могут нам дать до сих пор точных указаний о прародителях этого домашнего животного: мнения о происхождении домашней собаки до сих пор еще очень разноречивы. Нет ни одного животного, в отношении которого сделано было бы столько предположений и догадок, как о собаке. История происхождения собаки очень похожа на историю человека. Полное подчинение собаки человеку имело для нее такие последствия, какие мы не встречаем ни у какого другого животного. Жизнь собаки на Земле, так тесно связанная с жизнью человека, должна была вместе с ним подвергнуться столь разнообразным и взаимоисключающим местным условиям, что о первобытном ее состоянии, точно так же как о первобытном состоянии человека, могут существовать лишь довольно произвольные предположения. Впрочем, все это относится только к ее физическим свойствам, так как о душевных и умственных ее качествах все судят одинаково. По своему скелету, черепу и зубной системе собака, очевидно, принадлежит к волкам, однако ни по черепу, ни по зубам ее нельзя причислить ни к одному из ныне существующих видов волков, точно так же, как нельзя найти резких различий между домашней собакой и ее дикими родичами. Наши европейские собаки по особенностям своего черепа занимают среднее положение между волками и шакалами, но особенности эти в высшей степени разнообразны у различных пород*.
* Происхождение домашней собаки до конца не установлено. Наиболее распространена версия происхождения от волка, однако некоторые исследователи выводят собак от шакала, гибрида волка с шакалом или койотоподобного вымершего волжского волка. Не исключено, что в домашней собаке присутствует кровь всех трех видов. Новейшие исследования показывают генетическую близость домашних собак и со своеобразным абиссинским волком. Возможно, одомашнивание собаки происходило неоднократно и независимо в нескольких разных регионах. Несмотря на это и на крайне высокое морфологическое разнообразие, все современные домашние собаки. вероятно, связаны общим происхождением и относятся к одному виду - Canis familiaris, собака домашняя.
"Американцы уже имели домашних собак до того, как испанцы привезли туда европейскую породу. В Мексике испанцы нашли немых собак. А. Гумбольдт сообщает, что у индейцев в Иоуха и Хуанка собакам воздавали божеские почести, пока инка Пачакутек не заставил этих индейцев почитать в качестве божества солнце. Их жрецы во время жертвоприношений дули в собачьи черепа, а в древнейших перуанских могилах находили собачьи мумии. Чуди исследовал черепа этих мумий и считает, что они принадлежат особому виду собак, отличающемуся от европейских.
Весьма удивителен тот факт, что местные породы собак по строению черепа очень близки к волкам, но еще удивительнее, что одичавшие собаки даже по внешнему своему виду понемногу возвращаются к первобытным формам. Это относится не только к окраске, но и ко всему строению животного, например к ушам, которые постепенно становятся прямостоящими и остроконечными, а также и к свойству шерсти. Уже Оливье заметил, что собаки в окрестностях Константинополя очень похожи на шакалов. На юге и востоке России встречается большое количество полуодичавших собак, которые странствуют целыми стаями и по цвету шерсти и внешнему виду туловища и ушей сильно напоминают шакалов. Наблюдения Палласа, что собаки часто живут в дружбе с шакалами, становятся понятными при таком сходстве внешнего вида. Положительно доказано, что волк и собака между собой спариваются и производят живучих ублюдков. То же замечается при скрещивании собаки и шакала.
Вопрос о том, составляет ли собака самостоятельный и отдельный вид, как волк, шакал и лисица, трудно разрешим, и на него едва ли можно отвечать утвердительно. Ни одно дикое животное не имеет стольких различий в строении черепа, скелете и величине, как разные породы собак. Даже домашние животные, которых нужно считать отдельными видам и, только измененными приручением и подбором, например лошадь, осел, бык, коза и свинья, не представляют такого разнообразия форм. Однако еще менее справедливо было бы рассматривать разные породы собак в качестве отдельных видов. Несомненно, что нельзя считать ни один из известных нам диких видов этого рода прародителем домашней собаки, и точно так же едва ли можно предположить, что первобытная форма существует на земном шаре, но еще не открыта или не замечена натуралистами.
Поэтому, если хотят настаивать на решении вышеприведенного вопроса, приходится согласиться с мнением Палласа, что п роисхожден ие домаш ней собаки следует объяснить приручением и скрещиванием местных диких видов этого рода. Взгляд этот, конечно, как и всякий другой, относящийся к происхождению домашних животных, следует считать гипотезой, но в справедливости этого взгляда можно убедиться при сравнении черепов собак с черепами различных видов волка. Вышеизложенное предположение Палласа вполне объясняет беспрепятственное скрещивание домашней собаки с волком и шакалом. Гипотеза эта находит некоторое подтверждение в других фактах из животного и растительного царства, например в строении некоторых растений, происходящих от скрещивания сходных видов, а также в разнообразии некоторых пород куриных птиц. Сходство одичавших собак и дружба их с шакалами имеют здесь также большое значение. Мы знаем, что одичавшие лошади со временем начинают походить на диких. Козы, которые большую часть года скитаются по горам без всякого присмотра, как, например, в Далмации и в некоторых местностях Италии, приобретают сходство с дикими, так называемыми безоаровыми козами; пестрые кролики, выпущенные на свободу, через несколько лет рождают детенышей, которые по цвету ничем не отличаются от диких".
Тибетская собака
Дарвин приходит к тем же предположениям, что и Блазиус. "Некоторые зоологи, - говорит он, - полагают, что все породы домашних собак происходят от волка, шакала или какого-то неизвестного вымершего вида; другие думают, что собаки происходят от скрещивания многих ныне живущих и вымерших видов. По всей вероятности, нам никогда не удастся достоверно выяснить родословную наших домашних собак. Палеонтология не дает разъяснений по этому вопросу, что происходит, с одной стороны, от большого сходства черепов вымерших и живых шакалов и волков, с другой - от большого различия черепов ныне живущих пород собак. В пластах третичной формации найдены, кажется, черепа, которые больше похожи на собачьи, чем на волчьи, что, может быть, поддерживает мнение Блэнвилля, что домашнюю собаку следует считать потомком одного вымершего вида. Некоторые натуралисты высказывают предположение, что каждая из ныне существующих пород собак имела уже вымершего отдельного представителя; но это мнение в высшей степени невероятно. Если остановиться на последнем предположении, то трудно объяснить большое разнообразие пород и почти уродливый вид некоторых из них. Кроме того, тогда нужно предположить, что многие виды диких собак вымерли после того, как человек уже приручил домашнюю собаку, а подобное вымирание довольно крупных хищных животных маловероятно. Кстати, следует вспомнить, что еще в 1710 году на таком относительно маленьком острове, как Ирландия, волк еще не был истреблен.
Русская борзая
Причины, по которым многие писатели пришли к предположению, что домашние собаки происходят от нескольких различных диких видов, состоят, во-первых, в большом разнообразии внешнего вида отдельных пород, а во-вторых, в том, что уже в самые древние исторические времена существовало несколько разновидностей домашней собаки, которые между собой были мало сходны, но очень похожи на ныне существующие породы. Начиная от Рождества Христова и до XIV столетия осталось очень мало сведений о породах домашних собак, но нам известно, что в более древние времена уже существовало несколько пород домашних собак, причем, однако, невозможно с точностью определить их и сравнить с нынешними. На одном рисунке, изображающем виллу императора Антония, мы видим двух молодых борзых. На одном ассирийском памятнике, относящемся к VII веку до Рождества Христова, изображен очень большой дог, порода которого, по Раулинсону, и поныне там сохранилась. На египетских памятниках IV - XII династии, то есть от 3400 до 2100 года до Рождества Христова, как видно по прекрасным рисункам сочинений Лепсиуса и Розеллини, изображено несколько пород собак, из которых большинство также похоже на борзых. На более поздних памятниках мы находим собаку, похожую на гончую, с висячими ушами, но очень длинной спиной и острой мордой, а также маленькую собачку с кривыми ногами, которая напоминает наших такс. Самое древнее изображение собаки на египетских памятниках имеет очень странный вид: собака похожа на борзую, но с длинными острыми ушами и коротким крючковатым хвостом. Сходная с этой собакой разновидность живет и ныне в северной Африке - это арабская кабанья собака, которую Гаркурт считает очень древней, так сказать иероглифической породой, с которой охотился еще Хеопс; она несколько похожа на шотландскую мохнатую оленью собаку. Вместе с этой древнейшей породой жила в Египте еще другая собака, по наружности похожая на нынешнюю индейскую бродячую собаку. Из вышесказанного мы видим, что уже четыре или пять тысяч лет назад существовало несколько пород собак, а именно: борзые, гончие, доги, таксы и дворняжки, которые имели некоторое сходство с нынешними разновидностями. Однако у нас нет возможности с полной достоверностью доказать, что эти древние породы были вполне тождественны нынешним. До тех пор пока думали, что человек живет на земле около шести тысяч лет, это различие пород в столь раннее время могло служить доказательством того, что у каждой из них был свой отдельный прародитель, но так как теперь известно, что люди появились на земном шаре гораздо раньше, и, принимая во внимание, что даже совсем необразованные народы имеют домашних собак, доказательство это в значительной мере потеряло свою силу*.
* Одомашнивание собаки произошло, по-видимому, в позднем каменном веке, 10-15 тысяч лет назад, когда человек начал активно охотиться с помощью лука и метательных дротиков, результатом чего стало появление большого количества подранков. Древнейшая известная собака определенно считающаяся домашней, была похожа на примитивного шпица. Древнейшими породами считают грейхаунда и так называемую фараонову собаку; обе они были известны уже в Древнем Египте.
Такса
Ручные собаки встречались в Европе гораздо раньше начала исторических времен. В датских кухонных остатках каменного периода нашли кости собаки, которая, по Стэнструпу, была уже, по всей вероятности, домашней. Во время бронзового периода люди имели более крупных собак, а в железном веке попадаются собаки еще гораздо крупнее. Жившая в конце каменного периода в Швейцарии домашняя собака средней величины, по мнению Рютимейера, отличалась как от волка, так и от шакала по своему черепу, а по некоторым признакам приближалась к нашим охотничьим и легавым собакам. Во время бронзового периода появилась большая собака, которая, судя по челюстям, походила на датскую. В одной древней пещере Шерлинг нашел останки двух пород собак, возраст которых невозможно было определить.
Из всего вышесказанного ясно, что можно с большой достоверностью сделать следующее предположение: человек в различных странах обратил в домашнее состояние различные виды диких собак. Довольно странно поэтому было бы считать, что по всему земному шару распространились потомки одного первоначально дикого вида собаки".
Новейшие изыскания показали, что время беременности собак, волков и шакалов почти одинаково; если и замечаются незначительные изменения в продолжительности беременности, то они большого значения не имеют, так как даже у домашних собак беременность бывает или дольше, или короче на три-четыре дня. Кювье полагал, что шакала не приручают из-за его противного запаха, но дикие народы к этому мало чувствительны, да и запах шакалов в различных странах бывает не одинаково силен, к тому же у домашних собак он также иногда очень неприятен. Жоффруа Сент-Илер кормил одну домашнюю собаку только сырым мясом и довел ее до того, что от нее воняло, как от шакала.
Померанский шпиц
Большинство фактов заставляет нас склониться в пользу предположения о происхождении домашних собак от многих диких видов. Трудно предположить, чтобы люди, распространившись по всей Земле, ограничились приручением лишь одного вида столь легко воспитываемых и столь полезных для него животных, как разные виды диких собак. Кроме того, не следует упускать из виду, что различие пород собак произошло уже очень давно и домашние собаки разных стран обнаруживают большое сходство с местными дикими видами.
Итак, можно сказать, что домашняя собака, по-видимому, есть искусственный продукт человека.
Прекрасным примером в пользу только что высказанного предположения, что домашние собаки могут вполне одичать, служит динго (Canis familiaris), живущий в диком состоянии в Австралии. Ввиду этого я сам сначала считал его особым видом диких собак, но ныне, при внимательном рассмотрении многих экземпляров этого животного, пришел к выводу, что это просто одичавшая домашняя собака. Подтверждением только что высказанного мнения может служить тот факт, что, за исключением некоторых рукокрылых и мелких грызунов, динго - единственное австралийское млекопитающее, не принадлежащее к отрядам сумчатых и птицезверей. Когда и каким образом он одичал, нельзя определить с точностью, что, впрочем, не имеет большого значения для решения главного вопроса о происхождении этого животного. Внешний вид, или, как натуралисты выражаются habitus, динго, несомненно, указывает в нем домашнюю, а не дикую собаку.
Грейхаунд
Динго достигает величины овчарки среднего роста. Тело его довольно приземисто, голова большая и довольно толстая, морда на конце тупая и широкая, стоячие уши у основания широкие, а на конце закруглены, пушистый хвост свисает до пяток, конечности довольно короткие. Не очень густой, но и не очень редкий мех почти на всем теле одинаковой длины. Почти все экземпляры, которых я видел, были бледного желтовато-рыжего цвета, переходящего в более или менее серый и даже иногда в черный. Подбородок, горло, нижняя часть тела и хвост более светлого цвета, а спина темнее, так как здесь кончики волос черные. Хотя вышеуказанная окраска встречается чаще всего, но попадаются и совсем черные динго, а некоторые имеют белые лапы и т. д.
Еще ныне динго живет во всех густых лесах Австралии*, в ущельях, покрытых кустарником, в рощах, рассеянных по тамошним степям, и даже в самих степях. Он встречается на всем материке и везде довольно обыкновенен. Его там считают очень вредным животным для стад и потому усердно преследуют. В некоторых местностях, по показаниям Ленденфельда, платят по 20 марок премии за его убийство, а в Новом Южном Валлисе ежегодно употребляют, говорят, несколько бочек стрихнину для приготовления отравленных приманок.
* Динго обычно относят к тому же виду, что и домашнюю собаку, однако происхождение его до конца не выяснено. Вероятно, динго попал в Австралию с людьми около 5 тысяч лет назад, т.е. гораздо позже, чем собака была приручена человеком.
Прежде чем колонисты начали регулярную охоту на этого врага их стад, они теряли вследствие хищничества динго очень много овец. Уверяют, что в одной большой овчарне в течение трех месяцев было похищено этими животными не менее 1200 овец.
Динго (canis familiaris)
Но самый страшный вред от динго заключается в том, что они наводят на овец панический страх: при появлении динго овцы, как безумные, бросаются бежать в пустыню, где становятся жертвами других динго или погибают от жажды. Взрослые коровы и быки, по показаниям Ленденфельда, не подвергаются нападениям динго, но отдельные телята часто делаются их жертвами. Они пожирают также кенгуру всех видов и разных других больших и мелких лесных животных. Динго нападают на всех туземных животных и боятся только домашних собак. С пастушьими и охотничьими собаками динго живут в вечной вражде и яростно преследуют друг друга. Когда несколько домашних собак увидят динго, они разом на него бросаются и рвут на куски, то же случается, если стае динго попадается одинокая домашняя собака.
Самка динго приносит от 6 до 8 детенышей и держит их обыкновенно в норе или под корнями деревьев. В случае опасности она переносит своих щенят в более укромное место. Один колонист нашел целый помет динго в расщелине скалы; так как матери не было, то он отметил место с намерением в скором времени вернуться и уничтожить разом все семейство, но когда вернулся, то, к великой досаде, нашел нору пустой: мать почуяла, что посторонний приближался в ее отсутствие к гнезду, и утащила детенышей в другое место. Когда динго размножались в неволе, то можно было заметить, что как мать, так и детеныши ведут себя совершенно как домашние собаки. В Бреславльском зоологическом саду, где самка динго родила пятерых детенышей, из которых трое выросли и сделались совсем ручными, можно было оставить и кобеля в той же клетке, так как он не выказывал никаких дурных намерений в отношении щенят и их матери. Из пяти детенышей четверо были по цвету похожи на родителей, а пятый был совсем черный.