Комментарий к статье:
Скачать перекидной календарь с лошадьми на 2022 год
В силу того, что наибольшего развития коневодство получило в самой восточной провинции Черкесии — Кабарде, выведенная черкесами (адыгами) порода лошадей стала известна как «кабардинская», хотя сами они ее называют «адыгэш» — «адыгская лошадь». По-черкесски понятия «брат» и «конь» обозначаются одним словом – «ши». «Лошадь,- как выразился Т.Лапинский – польский волонтер, воевавший на стороне горцев в годы Кавказской войны,- это другое «я» черкеса». Конь в жизни воина-черкеса играл столь значительную роль, что в метафорическом языке черкесских историко-героических песен «спешиться», означает быть убитым, как и само слово «пеший» означает погибшего. Когда черкесы хотели спросить о внешности человека, они говорили: «Каков вид коня-всадника?» Эпические герои черкесских преданий от долгих путешествий прирастают к спине боевого коня. На поминальных тризнах своих знаменитых героев и предводителей черкесы вплоть до середины XIX в. проводили обряд посвящения погибшему лошади. Являясь древнейшим оседлым земледельческим народом Кавказа, и вынужденные оказывать вооруженное сопротивление различным агрессорам, черкесы (адыги) создали собственную породу лошадей, которая предназначалась для войны и являлась, прежде всего боевой лошадью. Черкесы, не будучи кочевниками, стали всадническим народом. Разведением лошадей занимались черкесские аристократы знатнейших фамилий. Каждый коннозаводчик давал фамильное имя собственному табуну и метил своих лошадей фамильным знаком – тавром. Однако, если не каждый черкес, то, как минимум, каждая семья держала несколько голов лошадей. Стоимость лошадей таких знаменитых подвидов кабардинской породы, как Шолох, Трам, Лоо или Бечкан, могла равняться стоимости 5—8 невольников. Уже в XVI в. по всей Передней Азии и Восточной Европе были известны высокие качества кабардинских лошадей. Постоянными покупателями кабардинских лошадей были представители аристократических сословий соседних народов Северного Кавказа. В большом количестве кабардинских лошадей вывозили в Грузию, откуда они распространялись по всему Закавказью, а также в Иран и Турцию. В XVI-XVIII в. кабардинские лошади поступали на продажу в Крымское ханство, откуда их затем вывозили в Польшу, Литву, Молдавию и Венгрию. Причем, по свидетельству современников, они в среднем стоили в 10—13 раз дороже татарских лошадей. В народных преданиях говорится о том, что кабардинская порода лошадей произошла от Арабских производителей, выведенных в Кабарду героем народного эпоса Андемирканом. И действительно, результаты исследований по истории Кабардинского коневодства говорят о том, что уже древние предки кабардинцев имели лошадей, облагороженных восточной кровью, а порода была оформлена в период расцвета Кабарды (XV- XVI вв.) в результате повторных скрещиваний с лошадьми восточного происхождения – Арабской, Карабахской, Персидской и Туркменской и разведения помесей «в себе». Достоверно известно, что кабардинские (черкесские) хаджи, возвращающиеся из Мекки, регулярно привозили с собой на Кавказ лошадей из Аравии и Сирии. Эти лошади широко использовались для улучшения и способствовали созданию в породе так называемого восточного типа, представители которого несут в себе характерные черты арабской лошади и описаны следующим образом: «…прямая, сухая, легкая голова. Небольшие, живые, тонкие уши, большие огненные глаза с тонкими ресницами, тонкий волосяной покров, темно-гнедая и серая масть». Черкесы вплоть до 20-х гг. XX столетия лошадей под упряжь не употребляли, среди же верховых ими различались походные и скаковые (спортивные) лошади. Для них обязательными считались следующие физические данные: сухая «змеиная» голова, нос с горбинкой, длинная мускулистая шея, мощная грудь, тонкие челюстные кости с достаточно широкими ганашами, прямая спина, круп и холка на одном уровне, зад немного покатый, «собачий», живые глаза, широкие ноздри, сухие правильные конечности, острые торчком уши и т. д. Другой отличительной чертой кабардинских лошадей были крепкие ноги и особая форма копыт. Казаки и русские называли их «стаканчики». У таких коней мышечная часть подошвы залегала глубоко, как бы на дне перевернутого стакана, и она почти кругом обрастала роговым образованием, крепким, как кость. В идеале, по словам знатоков, в его копыте должно было уместиться яйцо. Большое внимание обращали черкесы также на постановку и длину так называемого лъэ1эгъуэ, которым обозначали расстояние между сесамовидной костью путового сустава и копытом. Считалось, что чем прямее, т. е. вертикальнее по отношению к земле, лъэ1эгъуэ, чем оно длиннее, тем более пригоден конь для верховой езды, для походной жизни, тем он выносливее, устойчивее на ногах, резвее и т. д. Если лъэ1эгъуэ было поставлено недостаточно прямо, то во время похода на пересеченных местах лошадь могла поранить ноги. При этом требовалось, чтобы лъэ1эгъуэ все же не было прямо перпендикулярно земле, потому что такая лошадь теряла амортизирующие свойства ног, из-за чего ее ход и особенно бег становились жесткими, тряскими. Определенное значение придавалось тому, чтобы лошадиный пах был узким, а икры крутыми, чтобы на тыльной стороне ног в области путового сустава было как можно меньше волос, а главное, чтобы при движении лошадь задними ногами перешагивала след передних. Черкесы относились к воспитанию своих коней с таким же вниманием и ответственностью, с каким относились к воспитанию детей. Черкесы считали предосудительным ездить на кобылах. Не ездили они и на жеребцах, которые использовались только как производители. Черкесы холостили жеребцов предназначенных для езды под седлом и проводили с ними длительный тренинг, начинавшийся с 3—4 лет и продолжавшийся с перерывами до 9 лет, когда лошадь вступала в полную силу. Современники европейцы считали, что ни в одной стране мира с лошадью не обращались лучше, чем в Черкесии. Главным секретом гармоничных отношений всадника и лошади в черкесской культуре была доброта. Лошадей никогда не били, чтобы не сломить их духа. Всадники не пользовались шпорами, а для понукания лошади использовалась тонкая плеть с кожаной лопаточкой на конце. Хорошая черкесская лошадь не боялась броситься с утеса или крутого берега в бурную реку. Кроме того она отличалась спокойным, смирным характером, ее не пугали шумные скопища людей, выстрелы. Качества, выработанные у кабардинской лошади, были обусловлены потребностью черкесов в верховом, боевом коне. Сочетание таких качеств, как высокая резвость и необыкновенная выносливость, делали эту лошадь идеальной для дальних походов и скоротечных набегов. Примером высокой работоспособности служит пробег вокруг Кавказского хребта, проведенный в 1935 году. По горным, занесенным снегом тропам за 47 дней было пройдено 3000 километров. В пути конная группа преодолела Клухорский и Сурамский перевалы, считавшиеся непроходимыми в зимнее время. Вскоре после этого участники этого пробега проделали 600-километровый скоростной марш Пятигорск – Ростов. Это расстояние было пройдено за 5 суток . Не случайно пограничники горных застав высоко ценят этих лошадей. Во время Великой Отечественной войны на лошадях кабардинской породы кавалеристы прошли боевой путь от Кавказа до Альп. Воины отмечали необыкновенную силу и выносливость животных. Не случайно пограничники горных застав высоко ценят этих лошадей. В советское время выращивали Кабардинских лошадей в Приэльбрусье — на Малкинском и Малокарачаевском конных заводах, а также во многих колхозах и совхозах Северного Кавказа. В настоящее время лошадей Кабардинской породы разводят в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, а так же в различных странах мира – Германии, Польше и др. Улучшенные чистокровной верховой породой, Кабардинские лошади хорошо зарекомендовали себя в конном спорте. Рекордное время породы в скачках 1'54» для дистанции 1600м. и 2'44» для 2400м. Рекорд пробега — 50км. за 1час. 41мин. 25сек. Лошади Кабардинской породы используются как улучшатели местных лошадей горных районов Кавказа и Закавказья. |
Gunes, зачем флудить и создавать аналогичные темы? |
Администраторы | Редакторы | Журналисты | Посетители