Что такое конка

Просмотров: 9751 | Автор: Рыжий Конь | 14.01.2013
До появления электричества в столице империи (начало XX века) на улицах города царствовали конно-железные дороги, так называемые конки. Это была разновидность омнибуса, которая к концу XIX - началу XX века стала самым популярным средством массовой перевозки людей.

КонкаКонка
Конка


В 1910-х было около тридцати линий, проходящих по центральной части города - Невскому проспекту, Садовой улице и от Адмиралтейской площади до Николаевского моста. До окраин конки конечно не доходили. Выгода от этого предприятия оказалась огромная - когда в городе появилась первая линия, то только за один год она перевезла почти миллион пассажиров. Поэтому было организовано товарищество с ограниченной ответственностью, имевшее в своем распоряжении шесть конных парков, насчитывающих три с половиной тысячи лошадей, и обслуживающих 26 маршрутов.
Существовало два типа вагонов конной железной дороги: одно- и двухэтажные. Одноэтажные возила одна лошадь. Двухэтажные вагоны были с открытой верхней площадкой, называемой империалом, на которую вела металлическая винтовая лестница, тащили эти вагоны две лошади. Ехать на империале было дешевле. По устройству верхняя и нижняя площадки различались и расположением скамеек - на империале посередине тянулась одна двухсторонняя скамья и пассажиры сидели спинами друг к другу, а внизу боковые скамейки стояли как сейчас в современных трамваях.

Конка в МосквеКонка в Москве
Конка в Москве


Обслуживался конный вагон вагоновожатым и кондуктором, только мужчинами, потому что работа была тяжелой. Кондуктор продавал билеты и давал сигналы остановок и отправления, вагоновожатый правил лошадьми. Управление конкой требовало мастерства и силы - во время движения вниз по мосту достаточно было малейшей ошибки и тяжелая махина могла наехалать на лошдей, что привело бы к аварии. Надо было внимательно следить за ходом и при необходимости сразу тянуть на себя ручной тормоз. Вожатому также приходилось шугать заезжавших на рельсы и зазевавшихся прохожих ударами в медный колокол. Если по пути попадались крутые подъемы, то там прицеплялись дополнительные лошади со своим отдельным кучером. Когда вагон спускался вниз, то в торможении принимал участие и кондуктор. После того как подъем и спуск заканчивались, коней отцепляли и те оставались ждать следующую конку, нуждающуюся в их помощи. На конечной остановке, лошадей переводили к другому концу вагона, устанавливал колокол с тормозом и отправлялись в обратный рейс.
Рельсы конок были весьма несовершенными, желобков для колес тогда еще не придумали, путь был замощен булыжником, шедшим вровень с рельсами. Иногда, особенно на поворотах, конка грохотала прямо по камням, что создавало довольно неприятные ощущения пассажирам.
В 1907 году конку стало вытеснять новое техническое новшество - трамваи.

Памятник «Конке» находится на углу 7-ой линии и Среднего проспекта Васильевского острова, рядом с вестибюлем метро «Василеостровская».

Памятник конкеПамятник конке
Памятник конке


Просторные экипажи “для всех” (по-латински - omnibus (“омнибус”)) были родоначальным типом городского общественного транспорта. Первый омнибус (“Carosses a cinq sous”) появился в 1662 г. в Париже. 8-местные повозки в определенное время проезжали по назначенным линиям.

В 1847 г. в Санкт-Петербурге появились омнибусы (по-русски - общественные кареты или линейки). Российские линейки представляли собой 11-ти - 14-ти местные пассажирские экипажи, запряженные 2-4 лошадьми.

Для сообщения с окрестностями столицы использовались дилижансы, которые были простому люду не по карману. На оплату проезда туда и обратно (60 копеек) шла 2-х дневная зарплата рабочего Путиловского завода.

Линейки появились и в Москве летом 1847 г. 1. Их хозяева рассчитывали на хорошие доходы и быстро наладили перевозки горожан по регулярным маршрутам. Но будущее было за конками.

Конка по толковому словарю Даля - “...конно-железнодорожная дорога, рельсовый путь, по которому вагоны возятся лошадьми”. Конка появилась после возникновения железных дорог - лошадьми хотели устранить казавшиеся страшными опасности парового движения, но сохранив удобства перевозки больших грузов по рельсам.

В 1854 г. в окрестностях Санкт- Петербурга, близ Смоленской слободы, инженером Полежаевым была устроена конная дорога из продольных деревянных брусьев, обитых железом.

КонкаКонка
Конка


Следует упомянуть проекты дорог Волго-Донской и от Кривого Рога до Екатеринослава, которые были заменены паровыми дорогами, и проект Д. В. Каншина постройки в 1867 г. целой сети конных дорог большого протяжения за Волгой, от Самары до Оренбурга и далее. Вместо них была построена Оренбургская паровая железная дорога 2.

Самарская конка
По Городовому Положению, принятому в 1892 г., городские органы самоуправления обладали правом определять размеры тарифов на проезд экипажами, конно-железными дорогами и иными местными средствами сообщения; и правом на устройство и сбор денег на поддержание в исправном состоянии находившихся в ведении общественного управления: дорожного хозяйства (улиц, площадей, мостовых, набережных, тротуаров, бульваров).

Почти все конно-железные дороги в России строились иностранными акционерными обществами. Самара не стала исключением. 5 марта 1890 г. самарская городская дума и Бельгийское акционерное общество городских и пригородных дорог в России в лице (или под руководством) Блюмера (Блюммера?) и Рубинского подписали контракт на постройку и эксплуатацию конно-железной дороги в г. Самаре.

Бельгийское акционерное (в Москве оно же 2-е акционерное) общество конно-железных дорог являлось основной компанией в России по строительству конно-железных дорог. В 1885 г. оно завладело московской конкой инженера Горчакова, а позже прибрало к рукам и другие конно-железные дороги в столицах. В Нижнем Новгороде так же была бельгийская конка.

Согласно этому договору, “после внесения 5 000 рублей залогу”, акционерное общество взяло на себя обязательство за свой счет построить и эксплуатировать рельсовый путь для перевозки пассажиров и грузов, расположенный согласно плану, утвержденному думой.

Рельсы для конки в России использовались плоские и желобчатые на деревянных лежнях: “...для загородных колейных дорог русский изобретатель И.Н. Ливчак предложил оригинальную конструкцию, в которой обитые железом деревянные рельсы укладываются на деревянном полотне из прочно связанных брусьев с дощатым настилом, уложенным поверх земли”.

Маршрут проходил от Старого собора (совр. Хлебная пл.) по Казанской ул. (совр. А. Толстого), мимо Александровского сквера по Вознесенской ул. (совр. Ст. Разина), далее по Воскресенской ул. (совр. Пионерская), Дворянской ул. (совр. Куйбышевская), Панской ул. (совр. Ленинградская) до Соборной ул. (совр. Молодогвардейская); затем по Соборной ул. до Москательной ул. (совр. Л. Толстого) и с Москательной ул. по ул. Самарской, Симбирской ул. (совр. Ульяновская) и Садовой ул. до Малоканского сада, - общей длиной 5 верст 60 саженей (около 6,5 км.).

В течение 5 лет со дня открытия движения по этой линии от Старого собора (совр. Хлебная пл.) до Малоканского сада (совр. пр. Ленина - Первомайская ул.) акционерное общество было обязано построить ветку от главной линии к железнодорожному вокзалу. Но, если в течение двух лет ветвь окажется бездоходной, акционерное общество имело право закрыть ее. Пассажирские вагоны по контракту могли быть не более как пароконными.

КонкиКонки
Конки


Для взимания платы с пассажиров устанавливалось 3 тарифных линии: 1-я - от Старого собора до Соборной ул. у Троицкой пл. (от совр. Хлебной пл. до угла ул. Ленинградской и Молодогвардейской); 2-я - от этого пункта до Малоканского сада (совр. угол пр. Ленина и ул. Первомайской); 3-я - от ул. Самарской до железнодорожного вокзала. За проезд в период с 7 часов до 22 часов первым классом по каждой из этих линий плата была 5 коп., вторым - 3 коп. В остальное время проезд стоил вдвое дороже. Полицейские в форме пользовались правом бесплатного проезда на передней платформе конки.

За право устройства и пользования рельсовыми путями акционерное общество было обязано уплачивать в доход города ежегодно: в 1-е десятилетие - по 1 000 рублей; во 2-е - по 1 500 рублей; в 3-е - по 2 000 рублей; в 4-е - по 2 500 рублей; в 5-е - по 3 000 рублей.

Срок контракта определялся в 50 лет со дня подписания. По истечении этого срока вся сеть рельсовых путей с принадлежащим ей имуществом, поступала в собственность города безвозмездно.

10 июля 1895 г. было открыто движение по самарской конно-железной дороге. “Народом любое новшество воспринималось в штыки. Когда конка была пущена, никто не хотел в ней ездить. Пришлось пойти на хитрость: несколько дней по рельсам возили солдат местного гарнизона. Для привлечения публики на некоторые номера билетов стали назначать премии в 10 - 20 р.”. И постепенно вагоны заполнились народом.

В то же время появились двухэтажные вагоны, в которых 18 пассажиров размещались в салоне, а 16 - на огороженной поручнями крыше-“империале”. Стоимость проезда в салоне составляла 5 копеек, а на “империале” - 3 копейки за станцию. “Вагон конки с открытым империалом, то есть местами на крыше, куда вели с парадной и задней площадок узенькие винтообразные лестницы и куда допускались только мужчины, тянули по рельсам парой весьма плохоньких, тощих лошадей в шорах, которыми управлял, помахивая кнутом, стоявший на передней площадке кучер, дергавший при посредстве шнура привешенный на крыше колокольчик”.

Крытые места в салоне считались местами первого класса, на крыше-“империале” - второго класса. Движение должно было начинаться не позже 8 часов утра (летом - не позже 7 часов). За опоздание открытия движения по вине акционерного общества, последнее подвергалось штрафу по 5 рублей за каждый просроченный час, кроме случаев снежных заносов, метелей и других уважительных причин. Скорость конки определялась не более 12 км/ч. Управлял двумя лошадьми, тащившими конку по рельсам, кучер (вожатый). Он сидел впереди вагона на небольшой площадке. В руках у него обычно были вожжи и кнут, рядом колокол для предупреждения пешеходов об опасности. Конка позволяла относительно быстро перемещаться по Самаре, особенно на большое расстояние, но имела целый ряд недостатков: неспособность преодолевать сильные снежные заносы, необходимость давать лошадям периодический отдых. Скорость движения не превышала 6-7 км/час, указывалось, что “...с некоторых пор с 17 часов число проходящих на линии вагонов уменьшается с 17 до 10. Вследствие этого в движении происходит путаница. Сокращение числа вагонов вместе с тем послужило поводом администрации к уменьшению кондукторам и без того низкого жалования. Тем кондукторам, вагоны которых не ходят с 17 часов, поденная плата вместо 80 к назначалась 60 к.”.

Конка в наше времяКонка в наше время
Конка в наше время


Но самым главным недостатком, по мнению городских властей, была независимость от муниципальной казны приносившей доход конки. Но городу пришлось отказаться от мысли получить конно-железную дорогу через 50 лет: уже через 3 года, в 1898 г., стал актуальным вопрос о замене конки трамваем.

По сведениям за 1890 г., протяжение конных дорог считалось:
в Германии – 1286 км.
в Голландии – 592 км.
в Бельгии – 404 км.
во Франции – 508 км.
в Англии – 343 км.
в Италии – 223 км.
в Австро-Венгрии – 222 км.
в Дании – 61 км.
в Швейцарии – 28 км.
в России – около 600км.
в Америке – 8955,8 км.

Добавить комментарий
Шикарно!Очень интересно! gerl_in_love
очень интересно))

Зарегистрироваться
Мини чат
Правила общения в чате
OTM
OTM
Сегодня в 03:00:43

Рыжий Конь, так а какой смысл мне одному шуметь, если больше никому ничего не надо?
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
7 февраля 2024

recourse
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
7 февраля 2024

я смотрю тут совсем все затихло sad
Ответить
OTM
OTM
14 марта 2023

Рыжий Конь, hi
Пофиксил ошибку отображения статей, приношу свои извинения за доставленные неудобства
Ответить
OTM
OTM
13 марта 2023

Azali, я и не сплю.
Наташа сайтом отказалась заниматься, я весьма слабо смыслю в конной тематике, посему писать непроверенную инфу считаю непозволительным. начатая мной тематика питания не набрала популярности. Нетематические статьи я публиковать не буду. Да и не для кого, все давно разбежались по соцсетям. Статистика посещений удручающая. само содержание сайта в том виде, в котором он есть и так обходится в 10% от моей зарплаты в оффлайне. на которую тратится львиная куча времени. Перспектив развития, если честно, на данный момент не наблюдаю, ибо это минимум пол года безвылазной работы на сервере. На данный момент я не могу себе этого позволить, да и изначально в одиночку я сайт не вытянул бы. Пока нон на плаву , так сказать, до "лучших времён". а дальше видно будет
Ответить
Azali
Azali
10 марта 2023

"разбудим" ОТМ и Наташу...без них не справиться...
Ответить
Azali
Azali
10 марта 2023

можно выкладывать статьи, которые смогут заинтересовать даже того человека, который не связан с лошадьми.. это небыстро, поиск информации и тд и тп, но нужно делать небольшие шаги
Ответить
Azali
Azali
10 марта 2023

часто бываю здесь... тяжело понимать, что потеряла, не побоюсь такого выражения, вторую семью... проводила здесь очень много времени, познакомилась благодаря этому сайту с многими интересными людьми. Нужно объединяться и прикладывать совместные усилия, чтобы дать сайту вторую жизнь
Ответить
Azali
Azali
10 марта 2023

Рыжий Конь, спасибо heart
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
8 марта 2023

по ходу сайт совсем загнил, статьи все слетели recourse
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
8 марта 2023

слушайте, реально жутко , заметил тут куча паутин с жирными пауками , ну нельзя же запускать сайт до такой степени , люююдииии , аааа-ууууу, давайте все сюды , будут люди и будут и статьи , и новости и еще кучу всего много чего интересного ))
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
8 марта 2023

Grey, так не идут новые кони , нужно их чем то сюда заманивать what
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
8 марта 2023

OTM, все еще актуально ?
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
8 марта 2023

уважаемые девочки, девушки, женщины, бабушки , поздравляю Вас с международным женским днем 8 марата , желаю Вам всем счастья, любви, хорошего настроения и множество улыбок на ваших лицах! rose
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
8 марта 2023

ууууу , с диким грохотом пустых ведер , и с криком " какая зараза понаставила в проходе пустые ведра и отряхиваясь от паутин к вам пришел Рыжеватто Конятто lol всем привет =)
Ответить
Икадезотта
Икадезотта
24 октября 2022

людям аскетам не нужно общение
Ответить
Grey
Grey
24 июля 2022

Где новые кони, партия требует контенту!
Ответить
OTM
OTM
15 апреля 2022

Рыжий Конь, Напиши Наташе в ВК
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
14 апреля 2022

what
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
3 апреля 2022

ууууу , с диким грохотом пустых ведер , и с криком " какая зараза понаставила в проходе пустые ведра к вам пришел Рыжеватто Конятто lol всем привет =)
Ответить
OTM
OTM
2 марта 2022

МиЛаЯ ВрЕдИнА, Приветик )
как видишь произошло много изменений не в лучшую сторону(
Ответить
МиЛаЯ ВрЕдИнА
МиЛаЯ ВрЕдИнА
28 февраля 2022

всем привет, не была здесь лет 10 уже))
Ответить
OTM
OTM
8 февраля 2022

Волк Огнеглаз, lol
Ответить
Волк Огнеглаз
Волк Огнеглаз
8 февраля 2022

лол я иду в атаку на другую стаю 570 kon kon
Ответить
Волк Огнеглаз
Волк Огнеглаз
8 февраля 2022

wizard моя магия сильна(я волк не конь))) ) я владею всеми стихиями
Ответить
Natali
Natali
17 января 2022

Буду ждать с нетерпением!
Ответить
Natali
Natali
17 января 2022

Рыжий Конь, klass
Ответить
Natali
Natali
17 января 2022

Рыжий Конь, hi
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
17 января 2022

мы тут посовещались и решили выпустить первую часть спецвыпуска видео новостей про Эндо yes
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
17 января 2022

наш корреспондент Пегас прибыл с фото и видео материалами про мерина Эндо про которого я начал рассказывать в своих видео новостях , завтра выйдет продолжение знакомства с этим конем smile
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
17 января 2022

всем привет , первая часть моих не обычных видео новостей про реальных лошадей нашей планеты открыта!
Ответить
Natali
Natali
10 января 2022

Рыжий Конь, hi и тебя с праздниками!
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
9 января 2022

всем привет , всех с прошедшими праздниками , я живой и все норм - просто по работе завал , если мне повезет то я сделаю супер видео выпуск видео новостей от Рыжего Коня , будет очень интересно yes щас в ожидании видеоматериалов от конников разных стран 007
Ответить
Natali
Natali
3 января 2022

wizard
Ответить
OTM
OTM
1 января 2022

Suspiria, с новым годом тебя
kon

И всех остальных, конечно же, тоже.
Ввиду низкой посещаемости оформление новогоднее решил не делать, извините уж
Ответить
Suspiria
Suspiria
31 декабря 2021

С Наступающим Новым годом! heart
Ответить
Natali
Natali
17 декабря 2021

570
Ответить
Natali
Natali
10 декабря 2021

Рыжий Конь, здорово! Идём на дискотеку! musik
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
9 декабря 2021

расколбас ..... блин , как меня все еще колбасит то lol короче музыкальная дискотека ..... музыкалная видео дискотека от Рыжего .... неее, от диско Рыжего Коня вышла ! laughing
Ответить
Natali
Natali
8 декабря 2021

Рыжий Конь, wink
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
7 декабря 2021

Natali, привет , стырила мою задумку про Будвайзер laughing
Ответить
Natali
Natali
4 декабря 2021

Рыжий Конь, и у нас) приветик))
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
4 декабря 2021

ух, всем привет , простите за отсутствие - полностью завяз на работе , у нас зима началась laughing
Ответить
Natali
Natali
30 ноября 2021

wizard
Ответить
OTM
OTM
27 ноября 2021

Suspiria, ничего страшного)) новые материалы пока что добавляются не очень быстро, по этому будешь успевать и с такой периодичностью посещения их читать =)
Ответить
Suspiria
Suspiria
27 ноября 2021

Привеет) как у вас дела? Из-за учёбы совершенно мало времени посещать сайт...
Ответить
Natali
Natali
22 ноября 2021

hi
Ответить
OTM
OTM
20 ноября 2021

Рыжий Конь, варианты есть всегда ;)
Ответить
Рыжий Конь
Рыжий Конь
20 ноября 2021

OTM, с радостью бы - так жить то надо как то ))
Ответить
OTM
OTM
20 ноября 2021

Рыжий Конь, меняй давай быстренько свою ужасную работу на любимую )))
Ответить
Архив сообщений чата
Развернуть
Отправить
Обновить
Последние сообщения:
  • Статьи
  • Форум
  • Альбом
Кто на сайте?
Сейчас на сайте: 123, из них:
Зарегистрированных: 0
Роботов: 2
Популярное:

    Материалов не найдено.

А так же: