Комментарий к статье:
Скачать перекидной календарь с лошадьми на 2022 год
Само понятие чистокровность всегда относилось к восточным породам. Чтобы претендовать на право считаться чистокровной лошадью, нужно соответствовать трём критериям. Первое: весь род должен быть одной породы, или как говорят встарь, одной крови. К тому же, у породы не должно быть прилива других кровей, это не только не разрешалось, но и запрещалось, ведь из-за этого мог поменяться экстерьер породы. Все совершенства породы должны быть на лицо: сила, резвость, безупречная внешность, красота и стойкая передача потомства.
Если быть до конца справедливым, то под понятием чистокровной лошади, первой и единственной подпадает ахалтекинская порода как наиболее полно сохранившая кровь древнейших пород. Она существует больше остальных - ей уже примерно около 3000 лет. Это полноправно доказали наши отечественные учёные, как: В.Э. Фирсов, А.А. Браунер, П.Н. Кулешов и другие. С помощью археологических материалов и множество книг, учёные пришли к выводу, что ахалтекинцы - это самостоятельно развившийся вид древней породы, и ведёт начало от знаменитой лошади массагетов, алан и парфян, жившие в Средней Азии. В истории она известна и под другими именами, всё в зависимости от того государства или страны владевшая ею: персидская, турецкая, туркменская и даже арабская. Причем последнее название привело к искажению исторической действительности, и на многие годы порода была лишена своего законного статуса, оставаясь в тени «раскрученной» арабской породы, от которой ошибочно считали ее происхождение. В свою очередь, всем известная арабская порода получила свою славу благодаря среднеазиатским лошадям, которые скрывались под её именем.
О качествах лошадей ахалтекинской породы сохранилось много исторических документов, написанные авторитетными историками и литераторами. Приведу в хронологической последовательности несколько наиболее известных цитат.
V в. до н. э., Геродот:«Есть в Мидии обширная равнина, называемая Несея, на ней-то и водятся величественные кони».
IV в. до н. э., из летописи походов Александра Македонского в Среднюю Азию: «Подобных им нет ни в какой другой стране. Они пылки, очень быстры и выносливы; белой и радужной масти, а также цвета утренней зари».
II в. н. э., Аппиан: «Это кони, достойные могущественных царей: прекрасные с виду, легко выступающие под всадником, легко повинующиеся удилам; высоко несут они свою горбоносую голову и со славой реют золотые их гривы».
IV в., Вегеций: «Движения этих лошадей горячи, но легки и неутомительны для всадника. В походах они мужественны и выносливы, но в характере их отмечается возбудимость и гнев. Особенно красивы их шеи и головы, которые они держат так, что почти касаются губами груди».
XIX в., Евгений Гайо: «Никакая лошадь не представляет такого сочетания длинных линий с таким солидным сложением, а также с признаками такой силы и энергии, как туркменская лошадь».
Слова персидского царя Кира: «царство за коня», скромно перефразированные Шекспиром в «полцарства». Это за обладание ими, называемыми в китайских летописях «небесными», в конце II века до н. э. Китай развязывал войны со среднеазиатским государством Давань. Это они были самыми любимыми и надежными боевыми конями Александра Македонского и Петра Великого. И это их, называемых аргамаками, на Руси любили безмерно. Они составляли гордость царских конюшен. Они служили как драгоценными подарками, так и солидной контрибуцией.
Говорить о величественности и красоте ахалтекинцев можно бесконечно. Ни у одной лошади, нету такой длинной, гибкой и почти вертикальной шеи, головы, приставленной под острым углом, высокой холки, мягковатой спины, мощного крупа, таких длинный и тонких конечностей, тонкой и шелковистой кожи, сквозь которую видны не только кровеносные сосуды, но даже, кажется, и нервы, такого разнообразия мастей, с присущим металлическим блеском.
Под всей этой роскошной внешностью скрывается пылкий, но вполне контролируемый темперамент и чувствительное, преданное сердце. Ахалтекинец - лошадь не терпящая перемены хозяина, она резко реагирует на грубость и способен постоять за себя.