Комментарий к статье:
Скачать перекидной календарь с лошадьми на 2022 год
Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что телеги существовали уже за 2000 лет до н.э. Уже древние персы ездили четверками в четырехколесных крытых повозках. В такой же повозке было перевезено тело Александра Великого из Александрии в Вавилон в 323 г. до н.э.
У греков уже в так называемую Героическую эпоху были повозки. Это видно из многих стихов Эллады (напр. песнь 5 ст. 720 или песнь 24 ст. 322-326). Упряжь состояла как видно из ярма, грудного ремня, подпруги, уздечки и вожжей. Как упряжь так и повозки были очень роскошно украшены. Так боевая колесница в которой Дарий III участвовал в сражении при Иссе (333 г. до н.э.) была украшена золотыми и серебряными работами лучших мастеров того времени. Судя по сохранившимся в Помпеях лепным работам можно судить, что упряжь украшалась с такой же роскошью.
У римлян езда в упряжи была широко распространена, по крайней мере историки описывают роскошные колесницы, употребляющиеся во времена Империи. К таким относятся прежде всего двухколесные триумфальные колесницы на которых совершался торжественный въезд полководцев-победителей. В такую колесницу запрягали обыкновенно четверку серых лошадей. Как известно, Нерон, возвращаясь из Олимпии въехал в Рим в колеснице, в которой было запряжено 10 лошадей рядом. Такие же или похожие колесницы употреблялись для состязаний и для религиозных празнеств, тогда как четырехколесные повозки применялись для обыкновенных переездов и для перевозки клади. Последние назывались "rheda", тогда как парадные колесницы носили у римлян название "carucca" или "carrocha" откуда произошли итальянское "carrozza", французское "carrosse", и английское "carriage".
Во времена темных средних веков езда в упряжи была мало развита и рыцари считали унизительным ездить в экипажах. К тому же состояние дорог не могло содействовать распространению такого вида езды. Однако совсем из употребления езда в экипажах не вышла, так как известно , например, что граф Дерби лишился жизнив 1253 году вследствии падения из экипажа. Что Карл IV при посещении Парижа в 1377 году ездил в роскошной, богато украшенной двухкоолесной повозке, запряженной четырьмя белыми мулами.
В 1568 г. было сделано заметное улучшение в конструкции повозки. Состояло оно в том, что кузов повозки стали прикреплять к стойкам при помощи кожанных ремней, а не ставить его непосредственно на оси как раньше. Удивительно как такое важное улучшение нашло себе столь малое распространиние, что еще в 1610 году Генрих IV был убит в Париже в повозке, которая отличалась прежней конструкцией.
В 1610 году появилвсь в Германии первая карета со стеклянными окнами. Карета была двухместная и изготовлена ко дню бракосочетания инфантины Марии Испанской с королем Фердинандом III.
Несколько раньше в 1599 была вывезена из Италии во Францию подобная карета маршалом Бассомпьером. В Швеции первая такая карета появилась еще в царствование короля Иоанна III (1568-1592). С этого времени езда в экипаже стала все более распространяться. В Париже появился извозопромышленник, сдававший в наем лошадей и экипажи. Человек этот назывался Николай Соважь, имя которого всегда с благодарностью будет вспоминать потомство. Конюшня его была украшена изображением святого Фiакра, и вот почему как гласит молва все парижские извозчики называются "фiакрами".
Фото лошади рыжей масти в упряжи