Комментарий к статье:
Скачать перекидной календарь с лошадьми на 2022 год
Автором текста, содержащего первое упоминание о единороге, был один выдающийся эллин. Звали его Ктесий, сын Ктесиоха, или Ктесий Книдский. Он родился в конце пятого века до нашей эры. Был врачом, младшим современником знаменитого Гиппократа. Точно известно, что Ктесий больше пятнадцати лет провел в Персии, где служил придворным лекарем. Затем он вернулся к себе на родину и написал две объемистые книги — «Персика» и «Индика». В «Индике» и содержался рассказ о единороге, давший начало долгой жизни этого чудесного животного в мифах и сказках разных европейских стран.
Рисунок единорога
После Ктесия о единороге писали многие. В Истории животных Аристотеля было упоминание об «индикос овос моноцерос» — индийском однорогом баране. В «Естественной истории» Старшего Плиния был описан зверь монокерос, имеющий голову оленя, ноги слона, общую форму лошади и прямой черный рог посередине лба.
Есть еще одна древняя книга, на страницах которой тоже можно обнаружить единорога. Речь идет о Библии — не больше и не меньше. В тридцать девятой главе Книги Иова читаем: «Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобой поле?». Книга Иова была написана в V веке до н. э., а «Индика» Ктесия Книдского — в IV, то есть на столетие позже. Самым ранним изображениям единорогов больше 4 тысяч лет, найдены в Индии. Затем стали появляться в мифах Западной Азии. В древней Греции и Древнем Риме считались реально существующими животными. Изображения единорога, попадающиеся на древнеегипетских памятниках и на скалах южной Африки, являются рисунками антилоп с прямыми рогами (например, антилопы бейза и орикс), которые, нарисованные в профиль и без учёта перспективы, кажутся однорогими.
Рисунок единорога
Также встречались однорогие антилопы, в случае если второй рог ломался в поединке.
Первое упоминание об однорогом животном на Западе относится к V веку до н. э. Ктесий, который 17 лет служил лекарем при персидском дворе, вернувшись в Грецию, описал диких индийских ослов массивного сложения, имеющих один рог на лбу, а также красную голову, голубые глаза и туловище. По описанию Ктесия, всякий, кто выпьет воды или вина из рога этого животного, тот никогда не будет подвержен болезням. А поймать этих необычайно быстроногих ослов можно лишь тогда, когда те находятся вместе с детёнышами, которых не могут оставить. История Ктесия получила популярность, благодаря авторитету Аристотеля, кратко упомянувшего однорогих «индийских ослов» как «непарнокопытных» в своей «Истории животных».
Римский писатель Клавдий Элиан, родившийся около 170 года н. э., в книге «Пёстрые рассказы» говорит о трёх разновидностях единорога. Первые два по описанию схожи с ослами Ктесия, а третий, картазон, владеет спиральным чёрным рогом, «размером со взрослую лошадь, рыжего окраса, имеет гриву лошади и очень быстрое». Картазоны — не опасные животные, но самцы непримиримы друг ко другу и нападают даже на самок. Нрав самцов смягчается во время гона, но с рождением детёнышей, они снова свирепеют.
Рисунок единорога
В ранних традициях единорог изображался также с телом быка, козла и лошади. Некоторые приписывали единорогу слоновьи ноги и кабаний хвост, что послужило поводом для предположения, будто прообразом единорога был носорог. Плиний называет родиной единорогов страну индусов и центральную Африку. В одной из сказок братьев Гримм единорог отличается крайне агрессивным нравом, что ещё более подтверждает его сходство с носорогом. В греческом «Физиологе» отмечается, что единорог — «быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей». С этим согласна Библия, где единорог («рээм») представлен как быстрое (Чис.24:8), опасное, свирепое (Пс.21:22) и свободолюбивое (Иов.39:9) животное. Сегодня в большинстве современных переводов Библии это слово передано как «зубр» или «дикий буйвол» (вымерший несколько веков назад).
В греческой мифологии единорог был посвящён Артемиде, богине-девственнице. У евреев же бытовала следующая легенда: когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, то единорог был первым из наречённых и таким образом был возвышен. Когда Адам и Ева были изгнаны из Рая, то Бог дал единорогу выбор: остаться в Эдеме или уйти с людьми. Единорог предпочёл последнее и был благословен за сочувствие к людям.
Пожалуй, первым, кто авторитетно помещает единорога из дальних стран в Европу, является Юлий Цезарь. В своих «Записках о галльской войне» он рассказывает об олене с длинным рогом, обитающем в Герцинском лесу (в Шварцвальде).