Комментарий к статье:
Скачать перекидной календарь с лошадьми на 2022 год
Фото лошади на мундштуке
Начало.
Перед тем как ее молодые лошади поступают в тренинг, Hokana тщательно проверяет их зубы, чтобы убедиться, что не будет никаких физических проблем, которые смогут помешать лошади адекватно “принять” железо. Волчки сразу удаляются, так как могут помешать правильному положению железа во рту и просто травмировать десны. Также ветеринар подпиливает все острые края зубов. Только после этого она приступает к тренировкам. Когда начинается лошадиный эквивалент детского сада, Hokana использует оголовье sidepull. Sidepull - это один из видов бестрензельного оголовья с поводьями, которое позволяет ей представить лошади идею поворачивать и сдавать голову без прямого воздействия на рот. После 30-45 дней обучения в таком оголовье, она переводит лошадь на трензельные удила с D-образными или обычными кольцами. “Я предпочитаю трензель из мягкого железа, – говорит Hokana. – У меня также есть несколько с медными вставками в грызло, эти мне нравятся больше всего.
Я советую в первую очередь обращать внимание на качество трензеля”.
Выбор трензеля как первого железа для молодой лошади является вполне логичным.
Sidepull
“Трензель – отличное первое железо для лошади, потому что он действует мягко, и в основном на углы рта”, – считает Hokana. Даже не смотря на то, что при усиленном давлении трензель может действовать и на язык и чувствительные места на небе, Hokana стремится к тому, чтобы побудить молодую лошадь реагировать просто на легкое давление в углах рта.
Когда она едет на лошади на трензеле и оказывает легкое воздействие ведущим или направляющим поводом, она, прежде всего, поддерживает контакт с углами рта лошади, что позволяет ей поворачивать голову лошади в ту или другую сторону, побуждая лошадь работать челюстями, затылком и шеей.
“Когда лошадь разберется с движением вперед, она учится следовать за своим носом, это сделает ее управляемой”, - говорит Hokana. Для прогресса в тренировках Hokana использует дополнительное снаряжение в очень ограниченном количестве. “На протяжении первой стадии тренировок я предпочитаю пользоваться мартингалом для некоторых лошадей. Мартингал не нужен для того, чтобы опустить голову лошади вниз. Я не использую много приспособлений. Я не люблю скользящий повод и шпрунт, – говорит она. – Я нахожу мартингал наиболее эффективным, потому что когда лошадь держит голову правильно, она его не чувствует. Это только предупредительная мера”. Точно так же как и для школьников при переходе в следующий класс, Hokana имеет некое подобие теста для проверки достижений ее лошадей перед тем, как переводить их на мундштук.
“Перед тем как надеть на лошадь мундштучное оголовье я должны убедиться, что она выезжена окончательно. Она должна реагировать на трензель безо всякого сопротивления. Она должна уметь выполнять повороты на переду и на заду, принимание и осаживание”.
Hokana готовит основу, которая позволит лошади стать успешной на соревнованиях. Как спортсмен и судья, она знает, что требуется от выступающей лошади: “В классах вестерна основное требование – “не держать” лошадь. Они работают на брошенном поводе без малейшего сопротивления”. С этой точки зрения, Hokana добивается того, чтобы лошади несли себя сами на трензеле шагом, джогом или лоупом без поддержки рук всадника.
Нек-рейнинг
Конечно, еще один из обязательных тестов, которые лошадь должна пройти перед переходом на мундштук, заключается в правильном выполнении команд нек-рейнинга. Это является одним из важнейших навыков для молодой лошади. В то время как на раннем этапе обучения на sidepull и трензельном оголовье лошадь уступает и поворачивает в направлении, которое указывает натяжение повода, полностью выезженная лошадь в мундштучном оголовье отвечает лишь на давление повода на шею. Один из способов познакомить лошадь с нек-рейнингом состоит в том, чтобы научить ее отводить плечо в ответ на легчайшую команду нек-рейнинга.
Hokana начинает обучение с того, что пускает лошадь шагом по кругу. К примеру, она едет по кругу налево. Она держит руки на расстоянии около 20-30 см друг от друга и немного выше рожка. Она поддерживает направление натяжением внутреннего (левого) повода, следя за тем, чтобы рука двигалась к пряжке на поясе, а не вниз к плечу лошади. “Затем я прошу лошадь подвинуть плечо в другую сторону, пересечь и выйти с “дорожки” этого круга. Я отвожу правую (внешнюю) руку от шеи, открывая пространство, или, если угодно, “дверь”, и прошу лошадь направить плечо в эту дверь”. Во время работы над этими боковыми движениями Hokana следит за тем, что, прикладывая левый повод к шее лошади, добивается, что в ответ на это лошадь отодвигается от давления повода.
Это движение само по себе может занять часы практики для оттачивания: “Я использую любые возможности, – говорит Hokana. – Я делаю это настолько простым, насколько я могу в начале. Чем быстрее я вознагражу лошадь, тем быстрее она поймет, что значит моя команда”. Она награждает лошадь ослаблением или отпусканием повода.
Обучение нек-рейнингу довольно долгий процесс: “Лошадь не научится этому за день.– говорит Hokana. – Она должна перейти от направляющего или ведущего повода, когда она должна идти за своим носом, к выполнению команд внешнего повода”. Этому она обучает лошадь постепенно, сначала открывая пространство внешней рукой, направляя нос лошади в этом направлении с помощью легкого воздействия ведущего повода, а потом усиливая эту команду внешним поводом или нек-рейнингом, награждая затем верный ответ.
Примечание переводчика: На самом деле я считаю гораздо более простым и понятным метод Clark Bradley, приведенный в статье “Обучение лошади нек-рейнингу”. Хотя при более внимательном рассмотрении понятно, что они говорят об одном и том же принципе обучения, Clark Bradley описал его более доступно.
Следи за руками
Положение рук всадника одна из важнейших вещей. Иногда в случае неповиновения некоторые всадники опускают руки в направлении своих бедер или коленей. Это увеличивает давление трензеля на чувствительные части рта лошади, что дает всаднику большее воздействие, когда он направляет голову лошади вниз. Хотя это и может сработать в некоторых случаях, Hokana считает это дурной привычкой для всадника. Конечная цель тренировки состоит в том, что лошадь перейдет на мундштук, а всадник не сможет сделать подобное, управляя лошадью одной рукой.Она обучает своих учеников с самого начала держать руки в правильном положении, так чтобы, работая на трензельном оголовье, они держали руки в том же положении, что и с мундштуком в последствии. “Я держу руки около рожка седла, сдвигая их вперед или назад по направлению к моей пояснице.
Это наиболее верно с точки зрения положения повода мундштучного оголовья, что опять же и является моей конечной целью”. Если руки занимают правильное положение, гораздо проще использовать команды нек-рейнинга при езде на трензеле, так как оно позволяет лучше поддерживать контакт с шеей лошади.
Переход
Когда Hokana уверена в том, что лошадь готова продвинуться в обучении дальше, она устраивает ей так называемый переходный период перед тем, как перевести ее на мундштук: “Когда я перевожу лошадь с трензеля, для начала использую переходное железо, известное как Tom Thumb кольцами. Это железо с раздельным грызлом, как у трензеля, и с рычагами и цепкой или лентой, как у мундштука”. Она уверена, что Tom Thumb достаточно мягкое и “нестрашное” железо, которое подготовит молодую лошадь к новым ощущениям и другому воздействию мундштука. Замундштученная лошадь будет чувствовать обхват на челюсти от цепки или ленты. И в зависимости от того, насколько высок порт грызла мундштука, лошадь может чувствовать давление во рту или на нёбо. Все это ново для лошади, и Hokana действует медленно и осторожно, повторяя заново все основные упражнения. Когда “выпускной день” приходит и она видит, что лошадь готова для настоящего мундштука, она часто начинает с grazer-style curb bit, одного из самых легких и мягких, с низким портом.
Когда Hokana ездит на лошади на мундштуке, она очень осторожна, чтобы не напугать лошадь, слишком быстро и сильно дернув поводом, когда просит ответить на команду руки:
“Как всадники, мы должны помнить о том, чтобы пользоваться руками соответственно ситуации. Никогда нельзя забывать, что Tom Thumb будет строже, чем трензель, а мундштук намного строже, чем Tom Thumb. Мягкость и терпение окупятся в будущем. Я видела лошадей, которые никогда не работают хорошо или хотя бы терпимо на мундштуке, и я думаю, что это, возможно, вызвано тем, что их начали обучать на мундштуке слишком рано. Скорее всего, они были напуганы им с самого начала”.
Одно из упражнений, которое Hokana начинает отрабатывать на лошади, когда та освоилась с мундштуком, называется “подъем”. Она поднимает поводья, создавая легкий контакт со ртом лошади: “Это строит фундамент для того, насколько хорошо лошадь примет мундштук. Когда я поднимаю повод и оказываю воздействие на челюсть и рот лошади, я хочу, чтобы она “ушла”, то есть расслабила затылок и опустила голову. Я повторяю это на всех аллюрах, а так же когда лошадь стоит. Я держу повод в одной руке, как на соревнованиях, и поднимаю его, сдвигая локоть вниз, а запястье вверх, до тех пор, пока не достигну контакта со ртом лошади”. Если сначала лошадь не отвечает на легкое давление, Hokana переходит к следующему шагу: она посылает лошадь вперед несильным воздействием ногами и немного сильнее качает повод. Но она всегда помнит о мягкости и терпении, и учит лошадь, что каждый раз, когда она чувствует ее руку и отвечает правильно, она тут же награждает ее, ослабляя повод.
Hokana признает, что переход на мундштук займет много времени: “Я могу немного регрессировать в тренировке во время первых нескольких проездок на мундштуке, но именно поэтому так важно много ездить на мундштуке и не просто одевать на нее оголовье и показывать мундштук, когда лошадь еще не привыкла к нему”.
Она часто замечает, что молодой лошади нужно помочь перенести движения, которые они выучили на трензеле, на мундштук. К примеру, на мундштуке лошадь может не отвечать на нек-рейнинг так спокойно и с готовностью, как она делала это на трензеле.
Если это произошло, Hokana усиливает команду нек-рейнинга тем, что опускает свободную руку вниз по “указывающему” поводу, ближе к холке, усиливая воздействие и “трогает” направляющий повод. Но как только лошадь ответила верно, она тут же возвращается к “однорукой” езде. Может пройти около полугода, пока молодая лошадь почувствует себя комфортно и начнет доверять мундштуку, так что всаднику нужно запастись терпением и двигаться как можно медленнее и осторожнее. Предупредительным сигналом того, что лошадь слишком быстро перевели на мундштук, может быть то, что она вскидывает голову, передергивает и открывает рот, уходит за повод или ложится на него. Такое поведение может означать, что лошадь волнуется из-за мундштука или боится боли от слишком жесткой руки: “Есть лошади с чувствительным ртом. Их рот может быть устроен по-другому, они могут иметь некоторые проблемы, о которых мы не знаем, и вполне возможно, что никакая тренировка тут не поможет. Но в большинстве случаев, – говорит Hokana. – это нервный симптом того, что лошадь раздражает что-то и доставляет дискомфорт”. Хуже всего, если лошадь с малочувствительным ртом или упирающаяся в повод может быть морально подготовлена к постоянной боли в челюсти от повода нечувствительным или раздражительным всадником.
Даже после того, как лошадь отлично выезжена на мундштуке, Hokana часто возвращается к школьным упражнениям на трензеле. Это удерживает лошадь от скуки от мундштука, а также помогает лошади при переходе на более строгий мундштук или на более высокий порт.
Фото выездки
Можно воздействовать на проблемные зоны трензелем, вернувшись к основам с более мягким железом, в результате чего лошадь восстановит чувствительность и будет лучше отвечать на команды, когда вернется к мундштуку.
Такая философия терпения и следования основам делает Dana Hokana отличным наставником для своих копытных учеников.