Комментарий к статье:
Скачать перекидной календарь с лошадьми на 2022 год
Травматизм скаковых лошадей ежегодно наносит значительный урон чистокровному коннозаводству. Давно подмечено, что растяжение сухожилий чаще всего бывает у лошадей сырой конституции. К давним практическим наблюдениям прибавились точные методы ветеринарии, рентгенодиагностики и пр. Однако до сих пор травматизм конечностей рассматривается без учёта управления движениями лошади со стороны её центральной нервной системы.
Настоящая статья преследует цель коснуться этой проблемы, используя теоретические и экспериментальные возможности современной нейрофизиологии.
В экспериментах по выявлению функционального состояния центральной нервной системы лошадей мы пользовались специальными импульсами, раздражающими кожные рецепторы (нервные окончания) в области левой и правой пястей. По раздражающей силе мы подбирали импульсы таким образом, чтобы они были ниже индивидуального порога болевой чувствительности, но вызывали бы ответную реакцию, то есть соответствовали так называемой «зоне физиологического действия». Мы заметили, что у ряда лошадей имеет место разница в порогах восприятия кожных рецепторов левой и правой ног, сочетающаяся с преобладанием рефлекторных ответов той ногой, пороги восприятия которой ниже, а чувствительность, следовательно, острее. От чего она происходит?
Из локомоторного аппарата лошади все мышцы и сухожилия в центральную нервную систему постоянно посылают импульсы, сигнализирующие о положении и состоянии во всех его звеньях. Эти импульсы несут необходимую информацию, учитывая которую, нервная система корректирует движения, перераспределяет действие тяжести на ту или иную ногу, усиливает или ослабляет тонус мышц-антагонистов, то есть корректирует все стороны деятельности локомоторного аппарата.
Если в каком-либо участке левой ноги произошло какое-либо патологическое изменение, которое внешне ещё ничем себя не проявило, то в соответствующий «левый» центр уже идут более интенсивные, чем обычно, «аварийные» импульсы возбуждения. «Левый» центр приходит в более возбуждённое состояние, чем «правый», поэтому он отвечает рефлексом на меньшую величину импульсов, которые мы посылаем к нему в эксперименте.
Разница возбудимости соответствующих нервных центров не даёт никаких указаний ни на локализацию, ни на причину патологического процесса, но может служить наиболее ранним сигналом о самом факте скрытого неблагополучия. Такое неблагополучие не всегда приводит к явной патологии, но создаёт почву для травматизма, делая его более вероятным.
Локомоторный аппарат лошади представляет собой сложную биодинамическую систему. Во время скачки большие и малые звенья локомоторного аппарата действуют как единое целое и выполняют свои функции не обособленно, а в организованной взаимосвязи. Поэтому двигательный аппарат лошади способен в доли секунды развивать мощные векторы ускорений, необходимые для скачка, перегруппироваться, воспринимать передними ногами сильнейший удар о грунт, амортизировать его и т.д.
Скачка – это цикличный процесс, в каждый момент которого сокращаются сотни одних мышц и расслабляются сотни других, натягиваются и расслабляются сотни сухожилий и т.д. Если какой-либо мускул ноги на ничтожную долю секунды запаздывает сократиться или расслабиться, то это чревато последствиями. Во время скачки перенапрягаются не только органы движения, дыхания, кровообращения и другие, но больше всего перенапрягается центральная нервная система, организующая слаженность взаимодействия всех систем организма.
В биомеханике двигательного аппарата лошади самый существенный компонент – взаимодействие во времени. Согласованность взаимодействия во времени не рождается в мышцах, костях и сухожилиях, а приходит в виде согласованных импульсов из центральной нервной системы. Согласуется не «мышца с мышцей», не «сгибатель с разгибателем». Момент и сила сокращения каждой мышцы диктуется моментом и силой соответствующего нервного импульса.
Мы надеемся, что дальнейшие исследования в этом направлении дадут возможность глубже изучить вопросы двигательной координации, деятельность локомоторного аппарата лошади и в ряде случаев вскрыть причины некоторых видов травматизма.
Л. АШИБОКОВ, аспирант ВНИИК
"Коневодство и конный спорт" №1, 1968г.